ЕАЭС

Казахстанские предприниматели против тотальной маркировки товаров

За счет внедрения маркировки товаров на рынке ЕАЭС планировалось усилить контроль над оборотом товаров и минимизировать «серый» оборот на этом рынке. Потребители же, по мнению законодателей, получат гарантию того, что они покупают легальный товар. К тому же маркировка должна способствовать оцифровке товарных потоков. В итоге движение продукции можно будет отслеживать. Между тем, как отмечают игроки рынка, не все так однозначно, как может показаться: стоимость оборудования для маркировки продукции может исчисляться миллионами, а для малого бизнеса такие затраты – непосильная ноша.  

Бизнес-портал «Капитал.kz» выяснил мнение представителей ведущих бизнес-ассоциаций РК по поводу введения маркировки на территории Республики Казахстан.

«Никто из предпринимателей РК не против внедрения маркировки там, где она действительно полезна, вопрос заключается в том, каким будет механизм реализации этой инициативы. Пока непонятно, как будет определяться та продукция, которая будет подлежать маркировке», - говорит руководитель Союза независимого автобизнеса Казахстана Тимур Жаркенов.  

Изначально в странах ЕАЭС обязательная маркировка вводилась на отдельные группы товаров, в частности, на шубы, что было оправданно для государства, производителя и потребителя, поскольку основной мотив инициативы – защита от контрафактной и нелегальной продукции, которая очень характерна для этого товара. Однако в 2019 году в России была введена обязательная маркировка на ряд товаров повседневного спроса, в том числе на пищевые продукты (сигареты, молочная продукция, обувь и др.), а к 2024 году планируется ввести тотальную маркировку для всех без исключения товаров. Это вызывает серьезное беспокойство у казахстанских предпринимателей.

По мнению экспертов, пока даже пилотные проекты, проводимые в России, испытывают технические сложности: это и несчитываемость кодов, то есть высокий процент брака, и несоответствие маркировки уже имеющимся мировым стандартам, отсутствие согласованности между странами ЕАЭС о механизмах криптографии, которые они собираются использовать.

«Считаю, что российский подход неприемлем, каждая страна должна очень взвешенно подходить к тому, какая продукция должна подпадать под маркировку, а какая нет», - говорит Алия Мамытбаева, исполнительный директор Ассоциации безалкогольных напитков и соков. «Для реализации процесса маркировки готовой продукции на заводах по производству соков и напитков необходимо оснастить производственные линии дополнительным оборудованием. Также потребуется пробрести программное обеспечение и закупить на склады терминалы сбора данных». А это серьезные финансовые вложения. Если инициатива по внедрению маркировки затронет и отрасль по производству безалкогольных напитков, то многие предприятия МСБ уйдут с рынка. Таким образом, государство недосчитается огромных сумм по налогам, приобретет еще один класс безработных. Проиграют все стороны – производители, потребители, государство, считает эксперт.

С ней согласна директор Ассоциации прямых продаж Казахстана Анастасия Калашникова: «Если МСБ уйдет с рынка, то снизится конкуренция на рынке. Это автоматически приведет и к повышению цен на товары, и росту уровня безработицы. Например, в прямых продажах обширно представлен сегмент микробизнеса – это 75-80% из 40 тыс. наших частично занятых предпринимателей, зарабатывающих до 60 тыс. тенге в месяц». Им не по силам новая нагрузка, что уведет их в тень.

Введение маркировки осложнит работу и импортеров. Существенно усложняется логистика, так как все производство крупных компаний разбросано по миру. Для того чтобы таким производителям импортировать свою продукцию на территорию ЕАЭС, они будут создавать промежуточные хабы, чтобы там централизованно наносить коды на упаковку. Естественно, компании задумываются о том, чтобы вводимая маркировка была унифицированной для всех стран ЕАЭС. Есть опасения, говорит Анастасия Калашникова, что при наличии специфической маркировки для Казахстана эти компании просто не будут заинтересованы поставлять товары из-за скромных размеров рынка РК.

Например, по словам экспертов, предложенная маркировка для лекарственных средств в России пока не соответствует европейской, то есть код, поставленный в России, не подойдет для реализации в Европе, и наоборот. На повторную маркировку продукции, которая зайдет на рынок ЕАЭС, потребуется дополнительный бюджет. Уникальность маркировки в стране – это нетарифная мера регулирования рынка. Казахстан же стремится к интеграции в мировую экономику.

И еще один аспект. «В России уже создан единый оператор – частная компания – ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), который будет аккумулировать всю информацию о передвижении маркированного товара, его производителях и так далее. И у нас есть опасения по степени защиты этой информации, потому что в ЦРПТ будут аккумулироваться данные о том, кто, куда и откуда завозит свой товар, по какой цене и кому продается этот товар, а это угрожает национальной безопасности Казахстана», говорит Тимур Жаркенов.

Отраслевые ассоциации Казахстана готовят консолидированное мнение в НПП «Атамекен» для формирования общей позиции.