Регуляторы

Производители детского питания, соков и безалкогольных напитков не согласны с маркировкой

Производители детского питания, соков и безалкогольных напитков попросили премьер-министра Дмитрия Медведева исключить их продукты из списка товаров, подлежащих маркировке.

Соответствующие письма направили в адрес премьера ассоциация «Русбренд», Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) и Российский союз производителей соков (РСПС), пишет РБК.

Как  сообщалось ранее, правительство намерено расширить перечень маркируемых товаров и включить в него безалкогольные напитки, детское питание, готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую химию, косметику и растительные масла. Свои предложения правительство направило в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Производители детского питания с таким подходом не согласны, и считают, это что одна из самых защищенных групп товаров: есть государственная регистрация предприятий-производителей, реализация находится под контролем государственных органов, а случаев контрафакта не выявлялось. Объем выпуска детского питания составляет около 20 млрд. упаковок, что является серьезным основанием для маркировки. В то же время по мнению специалистов, система маркировки не может оказать позитивного влияния на рынок детского питания в части безопасности и качества.

По оценке ассоциации «Русбренд», расходы производителей детского питания на организацию системы маркировки и прослеживаемости составят 13,5 млрд руб., примерно такие же затраты понесут и импортеры. В результате дополнительные расходы для потребителей на ребенка от 0 до 1,5 года составят около 500 руб. в месяц (исходя из меню, рекомендованного ФГБУН «ФИЦ Питания и биотехнологий» для детей раннего возраста) или 3% от среднемесячного пособия по уходу.

Аналогичную позицию высказывают производители безалкогольных напитков и соков. По их мнению, введения маркировки не оправдано с экономической и операционной точек зрения и приведет к издержкам участников рынка. По подсчетам экспертов, введение маркировки на эту категорию товаров может обойтись российским производителям соков и безалкогольных напитков в 30–40 млрд руб. расходов, столько же потратят на обеспечение прослеживаемости владельцы торговых точек.  Крупным компаниям установка оборудования будет стоить несколько десятков миллионов рублей, а средним и мелким — сотни тысяч рублей, что отразится на ценах продукции. В то же время, для мелких игроков, на долю которых приходится около 50% производства безалкогольных напитков и соков, такие затраты могут привести к банкротству.  

Как известно, основная цель маркировки товаров в России — борьба с контрафактом. Однако, по мнению экспертов, на рынке соков и безалкогольных напитков практически нет контрафакта. Потребность в маркировке как дополнительной защите товара может быть лишь у отдельных производителей минеральной воды, охраняемой на основе наименования места происхождения. Но вводить обязательную маркировку для всех без исключения производителей воды нет необходимости, считает специалисты отрасли.

Напомним, что в 2019 году вводится обязательная маркировка на табак, ювелирные изделия, обувь, верхняя одежда, блузки, постельное и кухонное белье, духи, фотокамеры и фотовспышки, а также автошины.