Мнения

Профиль риска. Кому война, а кому - мать родная.

В условиях политической и экономической блокады Донбасса, главной проблемой внешней торговли самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик, является логистика. Иностранные контрагенты в большинстве своём не могут осуществлять торговлю товарами и услугами непосредственно с контрагентами из ДНР и ЛНР. Товары поступают не напрямую, а по «длинной» цепочке – преимущественно посредством услуг российских контрактодержателей.

Быстроразвивающийся международный рынок мгновенно реагирует на возникающие изменения и подстраивается под новые условия. В сложившейся ситуации, реэкспорт товаров из РФ, стал одним из движущих факторов экономик ДНР и ЛНР.

В силу географических особенностей, таможенное оформление реэкспорта товаров в Донбасс, осуществляется преимущественно в Ростовской таможне. Объёмы поставок достаточно значимы, и составляют сотни товарных партий в месяц. Находящийся под таможенным контролем на таможенной территории Союза ввезённый товар, оставаясь при этом в статусе иностранного, заявляется декларантом под таможенную процедуру реэкспорта.

Ключевым требованием Ростовской таможни в ходе осуществления контроля реэкспортируемых грузов, является возможность идентификации товаров таможенным органом. В этой связи, у таможенных органов имеется «дежурный инструмент» - специальный профиль риска. Без проведения этой самой процедуры идентификации, декларацию на товары ЦЭД не выпустит. На практике идентификация реализуется либо в виде добровольно – принудительного (!!!) таможенного наблюдения, либо в виде таможенного осмотра. Всё это приводит к необоснованным дополнительным временным и финансовым издержкам для участников ВЭД.

При детальном изучении положений статей 238 и 239 ТК ЕАЭС, становится очевидным, что условие возможности идентификации товаров таможенным органом (пп.4 п.2 статья 239 ТК ЕАЭС) применимо исключительно лишь к товарам Союза (пп. 6 и 7 п. 2 статья 238 ТК ЕАЭС).

То есть вопрос необходимости идентификации товара актуален, например, для случая возврата (зачёта) ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при реэкспорте товара Союза.

Таким образом, требование таможенного органа идентификации заявляемых под таможенную процедуру реэкспорта иностранных товаров, противоречит действующему законодательству и негативно сказывается на деятельности участников ВЭД.

Таможенному органу, в основе деятельности которого возведена «неприступная крепость» СУР, следует хоть иногда обращать внимание на проблемы участников ВЭД, а также не забывать про понятие «актуализация» - действие, направленное на приспособление чего – либо к условиям данной ситуации.

 Алексей Степанов, г. Ростов-на-Дону

Понравился материал? Поддержи Провэд News!