ЕАЭС

Объем "серого импорта" на границе Казахстана и Кыргызстана с Китаем может превысить отметку в 9 млрд.долл.США

Группа экспертов из Евразийского Аналитического Клуба опубликовала очередной доклад о «сером импорте» из Китая в Казахстан и Кыргызстан. В прошлогоднем докладе аналитики сделали вывод о том, что из-за контрабанды или занижения стоимости ввозимых товаров объемы импорта из КНР занижаются более чем в два раза, а прямой и косвенный ущерб экономике ЕАЭС от этой незаконной торговли может превышать 1,5 млрд долларов в год.

Выводы экспертов базируются на сопоставлении «зеркальной» статистики внешней торговли стран-контрагентов.  Так, по данным КНР, за январь-август 2018г. в Казахстан было экспортировано товаров на 7,4 млрд.долл.США, а национальная статистика Казахстана зафиксировала импорт в размере 3,5 млрд.долл.США. Т.е. иными словами, в «серой» зоне оказалось 52,7% от всех импортированных товаров. В Кыргызстане ситуация еще некрасивей: китайская сторона докладывает об экспорте в 3,5 млрд.долл., а в Кыргызстане через таможню прошло товаров только на 1,3 млрд.долл.США, т.е. 62,8%.

В 2018 году, преимущественно благодаря кадровым перестановкам, удалось добиться некоторого сокращения  объемов и доли «серого импорта» во внешней торговле двух стран. По сравнению с прошлым годом эксперты прогнозируют «обеление» импорта на 950 и 500 млн.долл.США для Казахстана и Кыргыстана соответственно. Тем не менее, к концу 2018 года объем товаров, перемещаемых по "серым" схемам, на границе Казахстана и Кыргызстана с Китаем может превысить отметку в 9 млрд долл.США. Ущерб для национальных экономик составит не менее 500-900 млн.

В течение 2018 года на уровне ЕАЭС был принят ряд мер по наведению порядка на границе. В частности, в январе вступил в силу новый Таможенный Кодекс организации, в феврале — подписано соглашение об обязательной маркировке ряда длительного пользования товаров. Однако, говорить об активной реализации соглашения пока не приходится. Есть риски, что в Казахстане и Кыргызстане она может осуществляться достаточно медленно из-за технических проблем с чипизацией товаров.

Также отсутствует информация о введении «перекрестного контроля» стран ЕАЭС на внешних границах Союза. Идея об отправке представителей таможенных служб стран-участниц ЕАЭС в качестве наблюдателей или сотрудников на территорию иных союзных государств высказывалась еще в декабре 2017 года в ходе консультаций глав государств в Минске. Однако о ее практической реализации до сих пор ничего неизвестно.  

Напомним, что в 2015 году специалисты из Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, опубликовали доклад, в котором оценили объем российского "серого" импорта в 2.5 трлн.руб. Доклад обсуждался в Государственной Думе и вообще наделал много шума. ФТС с ним категорически не согласилась. «Простое наложение статистик – это еще не экономическая наука. С такими подходами наши оппоненты могут получать любые цифры», - говорил тогда экс- глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. А одной из причин превышения статистических данных Китая об экспорте товаров в Россию являются факты завышения стоимости китайских товаров. Кстати, и не только при поставках в Россию. Связано это с тем, что в КНР, как и у нас, действует механизм возврата НДС при экспорте. Кроме того, между провинциями Китая идет негласное соревнование, у кого больше экспорта. Это один из показателей экономического развития провинции, ее мощи. 

Так что, есть вполне резонные причины полагать, что цифры, озвученные экспертами из Евразийского аналитического клуба, весьма далеки от реальности.

Понравился материал? Поддержи Провэд News!