Чем закончились проверки «зеленого сектора» и добросовестных УЭО?
Федеральная таможенная служба России опубликовала итоги проверок уполномоченных экономических операторов и участников внешнеэкономической деятельности, которые относятся к «зеленому сектору», а также суммы начисленных штрафов. Результаты вышли неоднозначными.
В мировой практике работы таможен уже много лет применяется категорирование участников ВЭД. Досматривать на границе всех и каждого невозможно, гораздо удобнее разделить предпринимателей на группы, сделав контроль выборочным. Анализируя различные аспекты работы, характер поставок и связи с контрагентами, таможенные ведомства разных стран относят участников ВЭД к той или иной категории по уровню риска, то есть потенциальной возможности нарушить таможенное законодательство. Если опираться на международные стандарты, то чем ниже категория риска, тем меньшему административному давлению будет подвергаться компания, и тем меньше будут издержки, связанные с проведением контроля.
Дополнительно существует институт так называемых уполномоченных экономических операторов (УЭО), который предполагает, что самые добросовестные участники ВЭД, которыми могут быть различные участники цепочки поставок, осуществляют информационное взаимодействие с таможенными органами, а взамен получают специальные упрощения, которые делают быстрее, проще и в конечном итоге дешевле выпуск товаров.
Нельзя сказать, что международная практика в России совсем не прижилась – все-таки мы присоединились ко всем зарубежным стандартам. Но вот реализуется она у нас по собственному, уникальному сценарию. За уполномоченными экономическими операторами закрепилась слава тех, кто может растаможить что угодно и привезти куда угодно, в том числе сторонним компаниям. «Зеленый сектор», в который было не так-то просто попасть, вдруг резко «посерел» и стал строже контролироваться.
А вишенкой на торте стали итоги проверок работы таких компаний, опубликованные ФТС.
В 2017 году наконец-то стало расти число компаний, которых таможня относит к низкому уровню риска. Их число за год выросло с 2941 до 8356.
В отношении них было проведено 2094 проверки, из которых 800 стали результативными. Фактически получается, что проверили каждую четвертую фирму. В 2017 году против участников ВЭД с низким уровнем риска завели 1119 административных дел и 15 уголовных, а сумма доначисленных штрафов составила 3,8 млрд рублей, то есть примерно по 4,7 млн рублей на одну результативную проверку.
Камнем преткновения для многих компаний в очередной раз стали недостоверные, с точки зрения таможни, сведения о таможенной стоимости. Сумма доначисленных штрафов по этому пункту составляет 1,2 млрд рублей. Еще 1,3 млрд рублей платежей участникам ВЭД доначислили за указание недостоверного классификационного кода ТНВЭД ЕАЭС. При этом 68% дел об АП было возбуждено по статье 16.2 КоАП за недостоверное декларирование или недекларирование товаров.
Похожая ситуация и у уполномоченных экономических операторов. Всего в 2017 году таких компаний насчитывалось 185, и в отношении них было проведено 316 проверок. Это значит, что большинство за год проверили по два раза. 74 проверки оказались результативными, было заведено 72 дела об АП и доначислено 124,4 млн рублей штрафов. Из этой суммы 45,4 млн рублей – за недостоверную таможенную стоимость, 74,6 млн рублей – за недостоверные сведения о классификационном коде.
Для УЭО самыми популярными статьями стали 16.1 КоАП России (за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки) и 16.15 КоАП (по фактам непредставления в таможенные органы отчетности либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения) – 44% от общего количества дел об АП.
Немного лучше обстоят дела у лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, то есть таможенных представителей, СВХ, таможенных перевозчиков и других компаний. На 1380 компаний пришлось 367 проверок, 70 из которых оказались результативными. Но в отличие от «зеленого сектора» штрафов начислили сравнительно немного – всего на 26,1 млн рублей – и завели 301 дело об АП и 5 уголовных дел.
Как отмечает ФТС в отчетном документе, «по сравнению с 2016 годом суммы доначислений в 2017 году увеличились в 3,4 раза, что свидетельствует о возможности использования предоставленных специальных упрощений в незаконных схемах ввоза и декларирования товаров».
О чем говорят все эти цифры? Можно подумать, что таможня хорошо и эффективно выявляет нарушителей. На самом деле проблема куда глубже. Цифры указывают на целый ворох системных проблем, которые не решаются уже многие годы.
Во-первых, ни о каком взаимном сотрудничестве и доверии к компаниям, как того требуют международные стандарты, пока нет и речи. Административная нагрузка со стороны ФТС высока – тому доказательство две тысячи проверок только лишь «зеленого сектора», не говоря уже об остальных.
Во-вторых, больше трети результативных проверок и больше тысячи административных дел говорят о том, что пока «зеленый сектор» по своему замыслу не работает.
Во главе угла стоит пополнение бюджета всеми правдами и неправдами, поэтому большинство заведенных дел связаны отнюдь не с вопросами незаконного ввоза или контрабанды, а с занижением таможенной стоимости и указанием неправильного, по мнению таможни, кода ТНВЭД, при котором платежей в бюджет платится меньше. Стоит заметить, что раньше компании «зеленого сектора» пользовались преимуществом и могли возить товары по ценам ниже уровня, установленного для остальных участников ВЭД. Но вероятно, такие вольности в какой-то момент вышли многим боком.
В теории цель категорирования и СУР на базе него – пресекать нарушения задолго до их совершения, создать такую среду, чтобы участнику ВЭД было выгоднее следовать закону, чем его нарушать. И «зеленым» компаниям в особенности. Но это возможно сделать лишь тогда, когда само государство играет по правилам, устанавливает адекватные требования и строго их соблюдает. Однако пока созданы другие условия: любые вопросы выгоднее решать денежной суммой, нежели добровольным соблюдением законодательства.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка