ФТС отбирает у Россельхознадзора контроль над границей
Принятый Госдумой в третьем чтении законопроект о передаче полномочий по проведению ветеринарного, санитарно-карантинного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через госграницу от Россельхознадзора подразделениям ФТС вновь столкнул два ведомства. Пока правовая инновация будет существовать лишь в виде эксперимента в нескольких точках пересечения границы, однако уже в среднесрочной перспективе распространится повсеместно.
Правительство продавило законопроект через Госдуму
За принятие законопроекта в третьем чтении проголосовало 320 парламентариев, против – 19, а еще один участник воздержался. Примечательно, что из парламентских фракций единым фронтом выступили антагонисты – «Единая Россия» и КПРФ единодушно одобрили оптимизацию контроля на границе. «Справедливая Россия» в полном составе отвергла идею передачи полномочий Россельхознадзора фискалам, а либерал-демократы в своем большинстве проигнорировали голосование. Спустя несколько дней изменения были утверждены постановлением Совета Федерации за подписью спикера верхней палаты парламента Валентины Матвиенко.
Импульсом для принятия законопроекта стали решения правительства, датированные 28 июня и 30 августа 2013 года, касающиеся проведения в отдельных автомобильных и морских пунктах пропуска через государственную границу эксперимента по полной передаче таможенным органам полномочий по осуществлению ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля. Вскоре инициатива обрела конкретные очертания. При этом авторы пояснительной записки к законопроекту допускают оговорку, что дальнейшее распространение инновации будет зависеть от успеха экспериментальной стадии.
«Предварительно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатываются предложения о проведении указанного эксперимента в автомобильных пунктах пропуска Пограничный (российско-китайский участок государственной границы) и Шумилкино (российско-эстонский участок государственной границы), а также в морском пункте пропуска Находка. В рамках эксперимента будут отработаны схемы организации государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также механизмы взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. По итогам проведения эксперимента будут рассмотрены вопросы целесообразности распространения его результатов на другие пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации», – следует из документа, представленного депкорпусу.
Стоит отметить, что утверждение проекта повлечет за собой необходимость внесения изменений в целый ряд других нормативных актов РФ, среди которых ФЗ «О ветеринарии», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и ФЗ «О карантине растений». Данной работой депутатам Госдумы предстоит заняться уже в ближайшее время, и, вполне вероятно, она не пройдет слаженно, исходя из разного отношения фракций к законопроекту, затрагивающему интересы двух федеральных ведомств.
Оптимизация функций потребует сил и средств
Согласно законопроекту, в течение года со дня его принятия необходимо провести все организационно-технические мероприятия, в том числе утвердить правила проведения различных видов контроля, порядок информационного взаимодействия между Россельхознадзором и ФТС, доработать программные средства, провести обучение и переподготовку должностных лиц таможенных органов, а также обеспечить необходимый уровень материально-технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу РФ. Сам эксперимент продлится в течение двух лет после выполнения необходимых условий для его старта.
«Реализация положений законопроекта направлена на обеспечение возможности упрощения государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при сохранении всех установленных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля, а также на ускорение пропуска товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации», – поясняют разработчики проекта.
Россельхознадзор предупреждает о высоких рисках
Напомним, однако, что еще в 2015 году глава Россельхознадзора Сергей Данкверт критически высказывался о постулируемой сторонниками оптимизации идее. По мнению руководителя надзорного ведомства, риски проникновения на территорию России нелегальной продукции перевешивают эффект от увеличения скорости оформления товаров. «Необходимо разделять безопасность и скорость пропуска, иначе с большой скоростью можно получить большие проблемы. Пусть ФТС проверяет, однако осмотры и досмотры продукции обязаны делать специалисты», – обозначил точку зрения Россельхознадзора госчиновник.
За прошедшие несколько лет взгляды подчиненных Сергея Данкверта не претерпели изменений. Представители надзорной службы, как и ранее, настаивают на высоких рисках для ветеринарной и фитосанитарной безопасности РФ, которые, по их мнению, значительно возрастут после передачи контрольных функций.
– Лично я не являюсь сторонником этой идеи, и не по причине своей работы в структуре Россельхознадзора, а исходя из необходимости обеспечения безопасности. Через пункты пропуска перемещается огромное количество продукции животного и растительного происхождения. Регулярно выявляются партии растений, зараженных опасными карантинными объектами. Считаю, что при передаче полномочий мы можем сэкономить на копейку, а проблем получить на рубль. Полагаю, за короткий срок научить человека с совершенно другим образованием выполнять функции инспектора ветеринарного или фитосанитарного контроля нельзя. Представьте, что вы приходите в больницу, а вас там встречает, скажем, работник ЖКХ. Он, конечно, может, покопаться в интернете, дать общие советы, но не более того, да и о скорости придется забыть. Считаю, что сотрудничество и оптимизация возможны в каких-либо сферах, но не в тех, которые напрямую касаются здоровья растений и животных, а в конечном итоге и человека, – отметил собеседник ПРОВЭД в отделе пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югре.
В таможнях предлагают дождаться первых результатов
Среди представителей фискального ведомства на данный момент также не существует однозначной позиции относительно решения Госдумы. Таможенники, пока не вовлеченные в эксперимент, смотрят на реализацию замысла правительства и через призму процессов, происходящих в структурах ФТС.
– Как я могу судить, законопроект направлен на упрощение и ускорение процедур оформления, то есть фактически на работу в одно окно. С одной стороны, это правильно и можно приветствовать. Но напрашивается ряд вопросов, ответы на которые пока не получены. Во-первых, многое будет зависеть от качества обучения сотрудников совершенно новым для них навыкам, как это будет организовано и обеспечено материально. И есть сомнения, что на этом не решат сэкономить. Во-вторых, сейчас все декларационные массивы перенаправляются в электронные таможни. Пограничным таможням остаются лишь функции фактического контроля, при этом ресурсы для его осуществления сокращаются – это тоже процессы оптимизации. Хватит ли сотрудников для качественного досмотра грузов растительного и животного происхождения, будут ли назначены специальные ответственные должностные лица? Если так, то зачем из таможенников делать, по сути, людей, выполняющих функции Россельхознадзора, – задается вопросом источник издания в одной из таможен Уральского таможенного управления, обеспечивающих безопасность в пунктах пропуска на российско-казахстанской границе.
Тем не менее, как считают в таможнях, первые выводы об успехе или провале эксперимента можно будет сделать к концу текущего года, когда станет ясно, выполняются ли задачи первого этапа, обозначенные правительством РФ.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка