Перспективные технологии таможни вызывают беспокойство
Прижившаяся в таможенной среде технология «удаленного выпуска» несет в себе риски недополучения денежных средств в федеральный бюджет, а концентрация таможенного оформления в центрах электронного декларирования может лишить сотен людей рабочих мест по всей стране как в сфере околотаможеного бизнеса, так и в самих таможенных органах. Такие опасения звучат в последнее время в СМИ, соцсетях, а также на некоторых профильных площадках бизнес-сообщества.
Напомним, удаленный выпуск был придуман после неудачного внедрения Концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе. Концепция предусматривала создание, реорганизацию и перемещение более 50 таможенных постов, что позволило бы вывести таможенное оформление за пределы крупных городов к 2014 году. Сеть таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), развернутая на границе структурами «Ростэка», которая со временем перекочевала в заботливые руки экс-менеджеров ФГУПа, оттянула лишь небольшую часть потока. А ЦЭДы, «привязанные» к ТЛТ, долгое время не пользовались большой популярностью у участников ВЭД, которым удобней было оформляться на «домашних» СВХ.
Разрубить порочную связь коммерсантов и таможенников ФТС решила концентрацией таможенного декларирования на ЦЭДах. По замыслу авторов, лишение «обычных» постов полномочий по приему и выпуску таможенных деклараций приведет к невозможности «договариваться» с инспектором и снизит уровень низовой коррупции. Кроме того, небольшое количество ЦЭДов удобней контролировать, а также выстраивать равную «стоимостную сетку» (ИТС).
Похвально, но сомнительно. Электронное декларирование пока так и не стало безбумажным. Участник ВЭД и инспектор по сей день не лишены личного контакта. Эксперты называют более 20-ти ситуаций, при которых используется только бумажный документооборот. Предоставление оригинальных разрешительных документов, заявления на отзыв деклараций, оформление многооборотной тары, оформление поручений на погрузку в портах, контроль делящихся радиационных материалов (ДРМ), возвраты, зачеты таможенных платежей и многое другое. Хорошо, когда ЦЭД под боком, а если за сотни километров? Очевидно, что вопрос со стороны ФТС не был проработан полностью.
Второй фактор еще смешнее. На «своем» посту инспектор даже при электронном контакте хорошо понимает, что за участник ВЭД перед ним, чего от него можно ожидать, чего нет. При сегодняшнем уровне развития системы управления рисками, это, скорее, не недостаток, а преимущество. Все показатели по эффективности СУР сегодня держатся на целевых профилях рисков (как совсем недавно держались на ПР 228). ФТС требует от ЦПРов 70-ти процентной эффективности, в то время как по общероссийским – всего лишь 20%. И еще момент: заезжая на терминал, импортер проходит негласный «фейс-контроль» у владельца СВХ, который тоже в ответе перед таможней за тех, «кого приручил». Не случайно в последнее время на СВХ практически не выявлялось фактов обнаружения крупных каналов контрабанды.
Уже можно заметить новую тенденцию: список СВХ (как и перечень таможенных представителей) стал сокращаться. Невозможность оформиться на «своем» СВХ привела к изменению логистических маршрутов. Склад, лишенный объемов, перестает зарабатывать, а тем более содержать расположенный на нем и вдруг ставший обузой таможенный пост. Не секрет, что владельцы терминалов вкладывают огромные деньги в содержание служебных помещений, оргтехнику, бытовые удобства для таможенников, да и чего греха таить – выплату «денежного содержания». Все это, разумеется, за счет участников ВЭД.
Что делать в таком случае с освобождающимися инспекторами? Можно предлагать им вакансии в других таможенных органах, но все ли согласятся на переезд или исполнение других функциональных обязанностей? Более того, нынешний курс ФТС на информатизацию и автоматизацию процессов таможенных операций со временем неизбежно приведет к сокращению личного состава и в нынешних ЦЭДах. Как следует из программы развития таможенных органов, к 2020 году автоматический выпуск будет применен в отношении 80% товаров, перемещаемых участниками ВЭД низкого уровня риска, число которых ФТС также собирается неуклонно увеличивать.
И последнее. Многие участники ВЭД позитивно оценивают работу с ЦЭДами. По некоторым оценкам, среднее время оформления таможенных деклараций (без досмотров) – от двух до шести часов. Это, конечно, не то время, на которое любят указывать руководители таможенного ведомства в заявлениях для прессы, тем не менее, нареканий это не вызывает, поскольку два-три часа особой погоды не делают. Однако все участники рынка заинтересованы в хорошо отлаженной и работоспособной схеме таможенной очистки грузов, позволяющей минимизировать финансовые издержки без ущерба качеству таможенного контроля.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка