Экономика

В чем секрет плохого качества российских молочных продуктов?

После того, как стало действовать продуктовое эмбарго, качество российских молочных продуктов стало стремительно падать. Именно в этой отрасли импортозамещение в России с треском провалилось. Об этом наглядно свидетельствуют цифры.

 


Молока не хватает

Несмотря на господдержку, производство молока в России в последние годы только сокращалось, как и его потребление в промышленных целях, о чем свидетельствуют ежегодные данные Росстата.

Заранее стоит сказать о методике оценки: объем произведенной продукции учитывается в пересчете на литры молока, в том числе и для молочной продукции, к примеру, сыра или творога. Другими словами, в общем зачете будут фигурировать не 1 кг сыра, а 10 кг молока, необходимого для его производства.

По данным Росстата, объем производства у нас последние десять лет буксует на отметке, едва превышающей 31,1 млн тонн.

Это немного меньше, чем было в 2010 году, и значительно меньше, чем в 1995 году, когда мы произвели более 39 млн тонн молока.

 

 

Интересно, что даже собственное личное потребление молока гражданами мы не покрываем – ежегодно россияне выпивают и съедают продукции из 35-34 тонны молока.

Нехватку мы компенсируем импортом. Вплоть до 2014 года мы ввозили из-за границы свыше 9 млн тонн продукции в пересчете на молоко, однако после продовольственного эмбарго мы закупки сократили, и в 2017 году закупили только 6,5 млн тонн.

Почему нам так трудно нарастить собственное производство, чтобы хотя бы самим россиянам хватало? Причин несколько. Во-первых, это сама структура производства. Почти половина молока в России – 13,1 млн тонн – производится в личных хозяйствах населения. Но с каждым годом деревенские жители производят его все меньше – коров держать дорого, молоко скупают за бесценок, да и из деревень люди буквально бегут в поисках лучшей жизни. По сравнению с 2010 годом производство молока частниками упало почти на 3 млн тонн.

 

 

Другие категории хозяйств, напротив, производство увеличивают, но не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. С 2010 года сельскохозяйственные организации увеличили производство с 14,3 млн до 15,6 млн тонн. Хорошим подспорьем в молочном производстве мог бы стать малый аграрный бизнес, однако его доля совсем не велика. В 2010 году фермерские хозяйства и ИП производили 1,5 млн тонн молока, а теперь – 2,4 млн тонн.

Впрочем, и крупный бизнес не спешит вкладываться в отрасль, так как его рентабельность сравнительно низкая, а сроки окупаемости дольше, чем во многих других отраслях сельского хозяйства.

В целом же дефицит в отрасли оценивается на уровне 4-5 млн тонн, некоторые эксперты называют цифру в 8 млн тонн.

 

Импорт падает, но сухого молока становится больше

Напомним, летом 2014 года в России заработало продуктовое эмбарго, под которое попала и молочная продукция. Мы надеялись компенсировать поставки за счет роста собственного производства и других стран-поставщиков. Но спустя почти четыре года ситуация становится только хуже. В денежном выражении объем импорта сокращается, при этом растут поставки молока сухого и сгущенного, которое впоследствии и используют производители, добавляя растительные жиры и добавки.

Стоит отметить, что ФТС учитывает ввозимую молочную продукцию без пересчета на чистое молоко, поэтому данные об импорте с Росстатом значительно разнятся.

По данным ведомства, в 2013 году, когда продуктовое эмбарго у нас еще не действовало, в Россию ввозили в общей сложности 1,3 млн тонн молока и продукции из него. Теперь же общий объем ввозимых товаров сократился до 1,11 млн тонн. Если в 2013 году объем поставок в денежном выражении составлял $4420 млн, то в 2017 упал почти вполовину – до $2582 млн.

Если пересчитывать на литры молока, то импорт тоже стал значительно меньше: если в 2013 году мы ввозили 9,4 млн тонн, то теперь – 6,5 млн тонн.

При этом доля импорта свежего молока и сливок составляет всего 8%, в то время как доля сгущенных и сухих молока и сливок выросла с 18 до 20%, а в 2016 году и вовсе составляла 24%. Вероятно, когда курс рубля упал и импортные закупки подорожали, наши производители стали больше закупать более дешевого сухого и сгущенного молока, для производственных целей.

 

 

Сколько мы производим молочных продуктов?

Несмотря на то, что собственного молока для производства у нас не хватает, а импортного мы ввозим совсем не много, производство многих видов молочной продукции у нас увеличивается.

Так, например, по данным Росстата, производство сыра в 2017 году по сравнению с 2013 годом выросло на 47%, до 641 тысячи тонн, сухого молока и сливок – на 26%, до 147 тысяч тонн, сливочного масла и паст – на 19% до 269 млн тонн.

Кроме того, в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 15% выросло производство молочной сыворотки, на 2% – питьевого молока.

 

 

Увеличение производства обусловлено растущим спросом у населения – импортных конкурентов власти с прилавков убрали. Но вот из чего же делается в общероссийских масштабах такая продукция, если молока как сырья для производства становится все меньше? Статистика об этом молчит.

Впрочем, весьма показательны и другие цифры – доли затрат на сырье в цене продукции. Проще говоря, сколько в конечной цене килограмма сыра стоит молоко, из которого он произведен. Здесь ситуация тоже не утешительна – доля таких затрат в цене все больше сокращается в пользу других статей – налогов, затрат на сферу обращения. И это наблюдается практически по всем видам молочной продукции.

Росстат не подсчитал еще данные за 2017 год, однако всего за три года – с 2013 по 2016 год – доля затрат на сырье в цене литра молока упала на 2%, килограмма сыра или жирного творога – на 5%, нежирного творога – на 3,6%, сливочного масла – на 1,1%.

Налоговая нагрузка растет, а потребительский спрос буксует из-за низкой платежеспособности. В результате производителям приходится экономить на главном – сырье для продуктов.

 

 

А сколько его, фальсификата?

Недавно сразу несколько крупных российских ведомств объявили о том, что будет проводится масштабная федеральная проверка на рынке молочной продукции. Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роскачество проведет ревизию в супермаркетах и будет закупать образцы молока, сливочного масла, творога. Чиновники попробуют в очередной раз найти фальсификат и принять меры.

Молочный рынок уже неоднократно попадал под проверки, но вот их результаты кардинально различаются.

Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявлял, что в некоторых категориях молочных продуктов доля фальсификата может достигать 50%, при этом больше всего нарушений было найдено в ходе проверок сыра и сметаны.

Роспотребнадзор был гораздо скромнее в своих оценках, утверждая, что доля фальсификата снизилась. Так, к примеру, по данным ведомства, в 2017 году удельный вес фальсифицированных молочных продуктов составил 3,9% против 4,3% в 2016 году. По оценке Минпромторга, на молочном рынке объем фальсификата варьируется от 20% до 30%.

Причина такого колоссального разброса оценок в том, что ведомства так и не решили, что же относить к фальсификату. Например, Россельхознадзор жаловался на то, что российские производители подмешивают в молоко крахмал, мел, мыло, соду и известку. С другой стороны, фальсификатом может считаться и подмена цельного молока нормализованным или разбавление его водой, замена молочного жира более дешевым растительным и другие подобные действия, направленные на то, чтобы сэкономить на продукции. Другими словами, это те случаи, когда информация на упаковке не соответствует фактическому содержанию продукта.

Однако гораздо больше на нашем рынке другой продукции – той, где все ингредиенты написаны вполне честно. Вот только качество используемого сырья оставляет желать лучшего, либо процентное соотношение добавок и заменителей куда выше стандартов.

Весьма показательны опросы россиян. Так, холдинг «Ромир» в августе подсчитал, что число россиян, которые отметили ухудшение качества российского молока и молочных продуктов, за последний год выросло вдвое – с 8 до 15%, а 27% россиян оказались недовольны качеством сыров.

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы