Чем торгуют между собой Россия и Франция?
Внешняя торговля между Россией и Францией переживала в последние пять лет не самые лучшие времена. Товарооборот сокращался и раньше, а политические разногласия только усугубили ситуацию. Но уже сегодня можно говорить о том, что ситуация стала постепенно приходить в норму, однако до полного восстановления отношений странам еще далеко.
Рекордный провал
Торговля России со странами Евросоюза начала планомерно падать после 2014 года, когда курс рубля обвалился следом за ценами на углеводороды, которые стали нашим основным экспортным товаром в Европу. Сильно подкосили ситуацию и международные санкции, которые в рамках внешнеторговых отношений затронули, прежде всего, поставки продукции машиностроения для ряда отраслей, которые Россия ранее закупала в Европе.
Однако торговля России и Франции начала падать еще за два года до этих неприятных событий.
Одной из основных причин этого стало сокращение спроса на углеводороды, которые Россия поставляет во Францию. В конце 2012 – начале 2013 годов французская экономика находилась в состоянии стагнации. За 2012 год она показала нулевой рост, а по результатам первого квартала 2013 года ВВП страны опустился на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом. При этом в отдельные месяцы наблюдалось сокращение промышленного производства. В первом полугодии 2012 года на 1,1% упал объем выработки электричества и добычи газа, на 15,8% сократился выпуск автомобилей.
По данным Федеральной таможенной службы России, в 2011 году наш внешнеторговый оборот достиг максимальной отметки в $28,1 млрд, при этом экспорт составлял $14,9 млрд, а импорт – $13,3 млрд. После этого в 2012 году, когда торговля с другими странами была на подъеме, наш товарооборот с Францией упал на 14% – до $24,3 млрд – и продолжил сокращаться дальше уже на волне санкций. В 2016 году торговля между нами пришла к отметке в $13,3 млрд, сократившись по сравнению с 2011 годом в 2,1 раза. При этом больше всего пострадал наш экспорт – он упал в 3,2 раза, до совсем скромных $4,8 млрд.
В результате такого падения Франция потеряла долю в нашем товарообороте. В 2011 году, по оценке ФТС России, на Францию приходилось 3,4% от всего объема российской торговли. В 2016 году доля просела до 2,8%. В то же время место страны в общем рейтинге осталось без изменений: как и раньше, Франция занимает девятое место среди торговых партнеров РФ из стран дальнего зарубежья.
В свою очередь, для Франции Россия является десятой по величине среди импортеров, на нее приходится 1,1% французского экспорта, и одиннадцатой – среди стран-поставщиков, тоже с долей в 1,1%
Сегодня наши торговые отношения стали налаживаться, но главная причина тому – рост цен на нефть, которую мы поставляем во Францию, и укрепление курса рубля, благодаря чему вырос импорт оборудования и других видов продукции.
В январе-августе 2017 года наш внешнеторговый оборот с Францией составил $8,3 млрд, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 22,6%, при этом экспорт вырос на 26,1% – до $3,4 млрд, а импорт на 20,3% – до $4,9 млрд.
Что мы поставляем во Францию?
За последние годы структура нашего экспорта почти не менялась, и приобретала все более ярко-выраженный сырьевой характер. Из всего объема поставок 86,76% приходится на экспорт минеральных продуктов, среди которых преобладает топливно-энергетическая продукция. Всего по итогам восьми месяцев 2017 года экспорт минеральных продуктов во Францию составил $3,2 млрд, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 34%.
Среди поставок данной группы товаров преобладает газовые углеводороды – на их долю приходится 48%, а стоимость поставок достигает $1,55 млрд. По итогам января-августа их экспорт во Францию вырос на 31%. На втором месте – поставки нефти и нефтепродуктов (кроме сырых). Их экспорт снизился на 12% – до $955,6 млрд. В то же время поставки сырой нефти увеличились в 10,2 раза и достигли $587,7 млрд.
Доля остальных поставок намного скромнее. 3,1% приходится на поставки металлов и изделий из них. В основном во Францию везутся прутки, уголки и прокат из черных металлов, изделия из черных металлов и алюминий. На третьем месте по поставкам – машины, оборудование и транспортные средства. На них в совокупности приходится 2,56% от объема экспорта. Французы закупают российские турбореактивные двигатели, газовые турбины и запчасти для оборудования. Кроме того, во Францию едут железнодорожные локомотивы, трамваи, а также легковые автомобили, яхты и плавучие суда.
Также 2,12% приходится на поставки товаров с секретным кодом SS, который в таможенной статистике чаще всего означает поставки продукции военного назначения, либо других товаров, в том числе гражданского назначения, экспорт которых не подлежит разглашению.
Почти два процента приходится на продукцию химической промышленности. Франция у нас закупает минеральные и химические удобрения и продукцию органической химии – преимущественно ациклические углеводороды.
Что мы закупаем во Франции?
В поставках из Франции в Россию гораздо больше товаров с более высокой добавленной стоимостью. Больше всего к нам везется химической продукции – на нее приходится свыше 33%. Французы поставляют к нам широкий перечень товаров. При этом больше трети приходится на фармацевтическую продукцию, и главным образом лекарства. Немногим более 27% поставок – это эфирные масла, парфюмерия и косметика. По итогам восьми месяцев поставки химической продукции из Франции возросли на 19% – до $1979 млн.
Вторая по величине категория поставок – машины, оборудование и транспортные средства. По итогам восьми месяцев их доля в импорте достигла 23,4%, а в стоимостном выражении их импорт вырос до $1383,6 млн. Французы к нам везут электрооборудование, всевозможные станки, двигатели и их части, а также запчасти моторных транспортных средств и тракторы.
Третьим по стоимости стал импорт секретных товаров с кодом SS. Несмотря на политические разногласия, поставки таких товаров осуществляются ежегодно. В январе-августе мы их закупили на $1365,2 млн, а в этом году пока только на $1268,3 млн.
Неотъемлемая часть французского импорта в Россию – поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. В январе-августе мы их ввезли на сумму в $494,3 млн. Поставки многих видов продукции, например, овощей и фруктов, сыров и мясной продукции запрещены продовольственным эмбарго, однако французы не сдаются и везут к нам алкогольные и безалкогольные напитки, семена, лекарственные растения, зерно и корма для животных.
В целом торговля между Россией и Францией стала восстанавливаться, однако она все же растет медленнее, чем с другими странами Европы, к примеру, с Германией. Пока ее подталкивает вперед укрепившийся курс рубля и растущие цены на углеводороды. Тем не менее многие эксперты смотрят в будущее с оптимизмом. Французский бизнес уже адаптировался к работе в условиях взаимных санкций и теперь наращивает инвестиции в Россию, однако в будущем все же надеется на отмену взаимных запретов.
По данным Минэкономразвития, за 2016 год объем накопленных инвестиций из Франции в Россию вырос до $14,4 млрд, увеличившись за год на 44%. В результате Франция стала одной из первых стран по объему инвестиций в РФ. При этом на территории России работает боле 650 крупных предприятий, которые вносят весомый вклад в нашу экономику. Не отстают и россияне. По словам посла по международным инвестициям Франции Мюрьель Пенико, в 2016 году на территории страны работало 80 российских предприятий, в российские капиталовложения выросли за последние пять лет с €300 млн – до €1,8 млрд.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка