Зачем таможня убивает импорт?
Не секрет, что геополитическая ситуация самым непосредственным образом сказалась на внешнеэкономической деятельности. Санкции, антисанкции, потом реакция на резкие политические заявления некоторых европейских лидеров, и, наконец, резкое падение рубля буквально залихорадили международную торговлю и логистику. ФТС принимает судорожные решения, но все равно не успевает затыкать появляющиеся то тут, то там прорехи.
Скорректированный на снижении товарооборота план служба, тем не менее, выполняет. За один месяц до окончания года объемы перечисленных в бюджет платежей более чем на 6 процентов превышают показатели прошлого года. Тут уже можно поаплодировать, однако все прекрасно понимают, что на разнице в курсах валют это достижение выглядит скорее иллюзией. К примеру, 482 млрд рублей, собранные таможней в январе, в переводе на доллары по среднемесячному курсу больше ноябрьских 579 млрд. Ни много-ни мало, а на 2 млрд долларов. Вот такая арифметика.
Как известно, львиная доля собираемых таможней платежей (более 60%) – это вывозные пошлины, в структуре которых пошлины на нефть и нефтепродукты составляют 88%. Обрушившаяся цена на нефть автоматически снижает и ставку вывозной пошлины на нее. Стало быть, перспектив какого-то улучшения для пополнения бюджета попросту не предвидится до тех пор, пока не вырастет цена на нефть. Когда это произойдет, не знает никто.
Не лучше дела с импортом. Импорт только за 10 месяцев упал на 6,2 процента. Данных за ноябрь еще нет, но уже понятно, что чуда не произойдет и если так пойдет и дальше, то через два-три месяца положение будет просто катастрофическим. И если способы, как привезти в страну запрещенные санкциями товары у богатого на воображение народа еще имеются, а контролирующие госорганы не в состоянии физически с этим справиться, основной проблемой является курс рубля, делающий импорт попросту не выгодным.
На этом крайне негативном фоне правительство и заинтересованные ведомства хоть как-то должны мотивировать бизнес на поддержание внешнеэкономической деятельности. Ну или по крайне мере не препятствовать. Вместо этого участники ВЭД ощутили на себе колоссальное давление. По имеющейся в ПРОВЭД информации, только в течение последних нескольких дней ФТС было разработано и направлено более 50-ти профилей рисков для использования таможенными органами СЗТУ.
Первым делом удар пришелся по литовским перевозчикам и литовским товарам, а также другим товарам, страной отправления которых является Литва. Все приграничные СВХ оказались забиты фурами, которые таможня неспешно досматривает, причем некоторых умудряется еще и дважды. У досмотровых инспекторов работа увеличилась в разы, что впрочем, им и не в тягость (этакий нежданно свалившийся предновогодний «чес»).
Потом дело дошло до товаров со ставкой ввозной пошлины в 0%. Видимо, сначала предоставив такую преференцию, чиновники в канун Нового года все же прозрели и заподозрили что-то там неладное. Ладно бы, если бы дело ограничивалось только досмотром. Мерой по минимизации рисков является принятие решения по коду товаров профильным структурным подразделением. По нашим данным только в Балтийской таможне в очереди на рассмотрении находится около 600 пакетов документов, при этом нагрузка на одного инспектора ОТНиПТ составляет уже более 70 деклараций, при этом каждое решение требует запроса дополнительных документов и их изучения. И этот поток растет. А грузы стоят.
Растет еще и потому, что профилями рисков охвачены теперь и товары, ввозимые из стран с преференциальным режимом, например, Сербия со свалившимся на нее счастьем быть не охваченной российскими санкциями. Проверка сертификата происхождения – дело хлопотное, и в хорошие-то времена было непростым занятием. Отказ от предоставления преференции автоматически означает доплату таможенных платежей. Либо плати, либо доказывай подлинность сертификата, но груз-то, а особенно скоропорт, ждать не будет. Замкнутый круг.
По слухам, появился и профиль риска на китайские товары. Учитывая объемы импорта из этой страны, коллапс в таком случае будет неминуем.
Очевидной целью проводимых мероприятий, кроме причин чисто политических, является радение таможенников за бюджет: выжать из выдыхающихся учВЭДов по максимуму, а там – трава не расти. Такая спорная тактика лишь показывает бессилие таможенной службы и отсутствие грамотно просчитанных решений в сложившихся условиях затянувшегося кризиса. Особенно это касается системы управления рисками, которая в очередной раз доказывает свою несостоятельность. Ведь только недавно пшиком завершилась эпопея с разосланными по таможенным управлениям списками участников ВЭД, в коих таможенники усмотрели резервы собираемости таможенных платежей, причем даже в тех, кто самой таможней был отнесен к категории с низким уровнем нарушения таможенного законодательства, т.е. находился «в зеленом секторе». Тут уместно напомнить, что по результатам прошлого года сумма таможенных платежей и штрафов, дополнительно начисленных таможенными органами в результате применения системы управления рисками, составила всего 16,59 млрд. рублей, т.е. 0,25% процента от суммы всех таможенных платежей.
Так в чем смысл происходящего? Бессмысленно искать смысл, там, где его нет.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка