Чем Россия торгует с Южной Кореей?
Товарооборот России и Южной Кореи за шесть месяцев вырос сразу на 50%. Как это произошло, и чем торгуют страны?
Сегодня Южная Корея является шестым по величине торговым партнером России: на нее приходится 3,6% всего нашего внешнеторгового оборота. По итогам первого полугодия 2017 года наша взаимная торговля показала рекордные темпы роста по сравнению с другими странами. Внешнеторговый оборот стал наполовину больше, при этом экспорт из России в Южную Корею вырос на 39,4% – до $6299,1 млн, а импорт стал больше на целых 72,5% и составил $3499,6 млн.
Основные причины такого роста – восстановление цен на углеводороды, в особенности на сырую нефть и уголь, а также позитивная динамика курса рубля в первом полугодии, что сказалось на росте закупок южнокорейских товаров.
Но торговля только начинает восстанавливаться после рекордного провала, который произошел после введения санкций в 2014 году. На тот момент внешнеторговый оборот достигал $27,31 млрд. Однако после того, как курс рубля стал падать следом за санкциями и ценами на сырье, он обвалился на треть (в 2015 году), а потом еще на 17% (в 2016 году).
Если учитывать нынешние темпы роста, в этом году мы превысим показатели 2016 года, но сможем выйти лишь на уровень 2015 года, то есть на $18-20 млрд.
Сырьевой экспорт
Одной из главных проблем для дальнейшего увеличения нашей торговли с Южной Кореей стала сырьевая структура наших поставок, при которой торговля может вмиг обвалиться вслед за ценами. По итогам первой половины 2017 года более 78% всего нашего объема экспорта приходилось на минеральные продукты и в том числе топливно-энергетические товары. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их доля в экспорте выросла на 2%, а в стоимостном выражении поставки увеличились на 45,6%.
Основа наших поставок в Южную Корею – сырая нефть и нефтепродукты (более $2,8 млрд), каменный уголь ($1,05 млрд), нефтяные газы ($278 млн), дистилляты и отработанные нефтепродукты ($691 млн).
Основным фактором такого внушительного роста стала позитивная динамика цен на углеводороды – главным образом на нефть и уголь. В физическом выражении мы также увеличили объемы поставок. Общий вес экспортируемых минеральных продуктов по итогам первого полугодия составил 23 млн тонн, в то время как за аналогичный период 2017 года – 20,73 млн тонн.
Поставки сырья, вероятно, будут расти и дальше. Сейчас корейские компании ведут переговоры с «Газпромом» об увеличении закупок российского сжиженного природного газа. Корейцев в первую очередь привлекает цена: после падения стоимости, российский СПГ стал одним из самых дешевых в Юго-Восточной Азии. Планируется, что к 2020 году его доля вырастет до 15% от всего газового импорта Южной Кореи.
Россия везет в Южную Корею и другие товары, однако объем их поставок значительно уступает углеводородам. Так, на втором месте по экспорту продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. По итогам полугодия мы ввезли их на сумму в $676,4 млн, что больше чем за тот же период в прошлом году на 13,3%. Почти весь этот объем приходится на рыбу: в стоимостном выражении поставки составили $552 млн. В основном продаем замороженную рыбу и ракообразных, выловленных в морях Дальневосточного бассейна.
На третьем месте – металлы и продукция из них. По итогам первого полугодия их экспорт составил $343 млн, увеличившись на 10%. Корейцы закупают у нас преимущественно алюминий, черные металлы, в частности, отходы и лом, а также ферросплавы.
Экспорт более высокотехнологичной продукции, а именно машин и оборудования, находится пока на очень низком уровне. Хотя их экспорт и вырос за эти шесть месяцев в два раза, на них приходится только 1% всех поставок. При этом основной объем экспорта – это плавательные средства, буксиры и суда-толкачи.
В Южную Корею мы часто поставляем товары, которые ФТС России прячет под кодом SS. Обычно это вооружение или другая продукция, информация о которой должна быть засекречена. В этом полугодии мы продали корейцам секретных товаров на $4,9 млн, что вполовину меньше, чем за тот же период прошлого года, поскольку в последние годы южнокорейские власти все больше ориентировались на закупку вооружения в США.
Закупаем оборудование
В поставках товаров из Южной Кореи в Россию преобладает лишь одна группа товаров – машины, оборудование и транспортные средства. Если в январе-июне на них приходилось 63% нашего импорта из этой страны, то в 2017 году эта доля выросла уже до 70% от всего объема закупок. В стоимостном выражении импорт данных товаров возрос почти в два раза и достиг $2465,8 млн.
Увеличение поставок произошло во многом благодаря восстановлению курса рубля к доллару, что сделало закупки товаров выгоднее, чем год назад, когда курс нашей валюты был ниже. Такому увеличению поставок способствовало также восстановление темпов производства в промышленности и рост инвестиций, которые потребовали от предприятий обновления своих мощностей.
Среди самых крупных позиций нашего импорта из Южной Кореи – бульдозеры, механические машины, жидкостные насосы, центрифуги, арматура для трубопроводов, всевозможная электроаппаратура и электрогенераторные установки, а также транспортные средства – автомобили и плавательные суда.
Многие южнокорейские компании пошли по другому пути: снизив экспорт в прошлом году, локализовали производство в России. Так, к примеру, поступили Samsung и LG.
На втором месте в импорте товаров – продукция химической промышленности. По итогам первого полугодия мы закупили в Южной Корее данных товаров на $471,4 млн, увеличив импорт на 35,5%. Корейцы продают нам пластмассы, изделия из них, продукцию органической химии и косметику.
На третьем месте поставок оказались металлы. За первое полугодие в денежном выражении импорт увеличился на 34% и достиг $271,6 млн. Однако в отличие от нас корейцы везут в основном продукцию из металлов более высокой степени переработки: металлоконструкции, винты, цепи, пружины, фитинги и металлические инструменты.
Несмотря на уже достигнутые успехи, товарооборот между странами теоретически мог бы быть еще выше. По словам вице-премьера России Юрия Трутнева, на данный момент объем инвестиций и уровень торгово-экономического сотрудничества не соответствуют потенциалу между двумя странами. Во многом причиной этого являются более сильные конкуренты для Южной Кореи среди стран Азии, а именно, Китай и Япония.
После того, как в отношении России стали действовать санкции со стороны стран Европы, мы стали искать новые рынки в азиатском регионе и постепенно «разворачиваться на Восток». Тем не менее РФ прилагает гораздо больше усилий для торговли и сотрудничества с такими странами, как Китай, Индия, Вьетнам, нежели с Южной Кореей.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка