Грузооборот портов Балтики: ключевые тенденции 2014 года
Политические и экономические события, происходящие в России и мире, особенно в связи с кризисом в российско-украинских отношениях, введением санкций и антисанкций, не могли не сказаться на основных показателях внешнеэкономической деятельности многих регионов. Северо-Западный федеральный округ - не исключение, а, скорее, один из самых показательных регионов, особенно, если учитывать его значение в торговых отношениях со странами Европы, как большого морского перевалочного пункта. Конечно, во многом в связи с перечисленными событиями, в 2014 году произошли изменения в объемах перевалки Северо-Западного региона, да и страны, в целом...
Отметим, однако, что, несмотря на ожидания ухудшения ситуации, в связи, опять же, с ожидаемым спадом во внешней торговле, снижения грузооборота не произошло – он, наоборот, увеличился.
Так, по данным Ассоциации морских торговых портов России грузооборот морских портов России в целом за январь-сентябрь 2014 года увеличился на 6,2% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - ПРОВЭД) и составил 465,5 млн. т.
Наглядно, что грузооборот ежегодно увеличивается и, по прогнозам на этот год, спадов не ожидается, а показатели за данный период позволяют утверждать, что прогнозы аналитиков сбудутся, и грузооборот за 2014 год составит около 620 млн. тонн.
С одной стороны, такие положительные предсказания объясняются уверенным ростом экспорта – в пяти месяцах из восьми наблюдался его рост:
А, поскольку самая большая доля грузов, которые перегружают в портах, приходится на экспортируемые грузы, то в результате в целом увеличился и грузооборот:
Также увеличилась перевалка транзитных грузов – 36,5 млн. т (+5,3%), каботажных – 26,2 млн. т (-0,1%).
С другой стороны, есть ещё одна положительная тенденция, которая повлияла на рост грузооборота в целом – это развитие инфраструктуры многих портов. Так, например, на Балтике давно активно строится порт Усть-Луга, превращаясь в огромнейший транспортно-логистический комплекс, а на Дальнем Востоке в целях увеличения первалки грузов в Азиатско-Тихоокеанский регион планируют развивать транспортный узел «Восточный-Находка» (В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010-2020 года» - прим. ред.).
Если рассматривать структуру грузооборота портов России с точки зрения регионов, то видно, что несмотря на все политические и экономические события, кардинальных изменений в ней не произошло:
Тем не менее, стоит отметить, что на 2% увеличилась доля портов Азово-Черноморского бассейна, отчасти из-за присоединения Крыма. При этом немного сократилась доля портов Балтийского и Арктического бассейнов (на 1%).
По-прежнему, самую большую долю по объемам грузооборота занимают порты Балтийского бассейна (на них приходится 36% всего грузооборота) и порты Азово-Черноморского бассейна (на них приходится 32%).
Самое же большое увеличение грузооборота по итогам рассматриваемого периода показали порты Дальневосточного бассейна (+12,8%). На 16,7% увеличилась перевалка сухогрузов и на 7,4% перевалка наливных грузов.
Такие высокие показатели связаны с программой развития угольной промышленности России до 2030 года. Программа предусматривает увеличение добычи угля на Дальнем Востоке и экспорт его в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Поскольку Россия планирует увеличивать внешнюю торговлю со странами АТР как экспортер продукции (а не только как импортер), то связана она и со строительством новых производственных мощностей, что и стало результатом таких высоких показателей данной группы портов.
Самый сильный спад грузооборота характерен для портов Арктики. (-24,55) Это в первую очередь связано с тем, что в 2,3 раза сократился объем перевалки наливных грузов - нефти и нефтепродуктов. Самый сильный спад среди портов Арктического бассейна наблюдается у порта Мурманск (-27,8%), в результате чего грузооборот составил лишь 19,3 млн. тонн. Это связано с сокращением экспорта нефти Россией. Из-за этого больше нефти перерабатывается внутри страны, но для самого порта – это скорее тенденция отрицательная.
Самую большую долю в грузообороте, как уже говорилось, занимают порты Балтийского бассейна, в частности, порты Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Высоцка, Приморска и т.д. С января по сентябрь 2014 года грузооборот региона вырос на 5,1% - до 168,9 млн. тонн. При этом увеличилась перевалка сухогрузов на 9,4% и на 2,5% наливных грузов.
Важной особенностью портов данного региона является и то, что если по всей России в целом, доля импортных грузов, прибывающих в порт намного ниже экспорта (как было представлено на рисунке), то для портов Балтики ситуация несколько иная: через них перевозится большая часть импортных товаров. Это связано с тем, что в Северо-Западном федеральном округе в целом показатели импорта намного превышают показатели экспорта. В свете последних событий, связанных с введением Россией запрета на ввоз многих продовольственных товаров, в конечном итоге, именно порты Балтики почувствуют на себе его влияние в полной мере:
Взаимосвязь между показателями видна невооруженным глазом, однако, если с помощью статистических методов проводить расчеты по взаимозависимости этих трех показателей, можно установить, что динамика грузооборота на 89% зависит от различных изменений в экспорте и импорте и только лишь на 11% от изменений, связанных с новым строительством, либо ценами на различные услуги, тарифами на перевозки, а также конкуренции со стороны других портов на Балтике. При этом, импорт региона оказывает на показатели гораздо более сильное влияние, чем экспорт.
Мы выявили и другие важные тенденции. Например, то, что в результате введения продовольственного эмбарго и разнообразных санкций со стороны Запада немного упали темпы роста грузооборота по месяцам. Так, если до июля все показатели демонстрировали более высокие темпы роста (в частности по грузообороту в среднем +2,6% в месяц, а по импорту +4,4%), то после августа темпы роста снизились и составили по грузообороту 0,5%, а по импорту вообще наблюдалось снижение на 4%. Конечно, пока что ещё рано тревожиться по этому поводу, если только снижение не продолжится до конца 2014 года.
Структура грузооборота портов Балтики, в целом, стабильна. Но отметим, что по итогам января-сентября 2014 года наибольшую долю стал занимать порт Усть-Луга, активнее всех развивающийся в последние годы (ранее на первом месте по грузообороту был Большой порт Санкт-Петербурга)
Все порты увеличили свой грузооборот. И если еще в прошлом году многие эксперты говорили о застое, медленном развитии инфраструктуры, и даже ожидали спада грузооборота портов региона, то сейчас уже можно говорить об обратном.
При этом, в первом полугодии рост грузооборота был весьма стабильным:
Самый активный рост показателя был характерен для порта Усть-Луги. Тем не менее, в результате влияния экономических и политических событий на Украине на внешнюю торговлю в целом, рост стал менее заметным (порт Усть-Луга), либо наметился спад (Большой порт Санкт-Петербург). Во многом это связано с сокращением перевалки нефти из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры и снижения курса рубля. Однако, несмотря на этот факт, в порту Приморска даже наметился небольшой рост и, по данным порта, он связан с увеличением перевалки нефтепродуктов.
Большой порт Санкт-Петербург
Большой порт-Санкт-Петербург – это крупнейший порт на Северо-Западе России. Основной его проблемой является то, что возможности его расширения внутри Санкт-Петербурга исчерпаны. Однако, если раньше его инфраструктура развивалась медленно и портовых мощностей явно не хватало, то сейчас активно ведется строительство аванпортов в Бронке, Кронштадте и Ломоносове, а также железных дорог, по которым будут туда перевозиться контейнеры с территории порта. С одной стороны, это выход из ситуации, а с другой это может привести к перераспределению транспортных потоков на другие порты. Всего «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» - одна из основных компаний, работающих в данном порту, в 2014 году направила на развитие портовой инфраструктуры 148,4 млн рублей. Средства выделены в рамках программы развития грузового комплекса. Значительная часть денег направлена на развитие инфраструктуры в Большом порту Петербурга. Еще 1,4 млн рублей выделили для модернизации ИТ-инфраструктуры.
Стабильный рост грузооборота порта обусловлен постепенным восстановлением спроса на мировых товарных рынках, в частности, на черные металлы, что связано с сокращением складских запасов потребителей. Сами же представители порта связывают такие высокие показатели с совершенствованием предоставляемого ими сервиса, относительно невысокими ценами на ряд услуг, которые значительно выше в зарубежных портах Балтики.
В целом же, самые большие темпы роста грузооборота были достигуты в первом квартале 2014 года. Рост достигал целых 18% (март). Это было связано с ростом перевалки в этом месяце минеральных удобрений (+43%), черных металлов (+26%), а также грузов в контейнерах (+7%). (Стоит отметить, что через Большой порт больше всего перевозится грузов в контейнерах – около 40%). Однако уже с июля 2014 года наметился сначала спад (-1%), а потом замедление темпов роста. Это связано с введением эмбарго на продовольственные товары из США, Европы и других стран, а ведь именно через порт Санкт-Петербурга и ввозится из стран ЕС больше всего продовольствия, попавшего под запрет.
Самую большую долю в структуре грузооборота занимают грузы в контейнерах. В них-то и перевозится наибольшая часть всех потребительских товаров, но тем не менее, увеличение по сравнению с предыдущим годом слабое, поскольку портовых мощностей не хватает, чтобы обслуживать их поток в полной мере.
На втором месте в структуре грузооборота грузы генеральные – среди них наибольший рост показали черные металлы (+17%) и металлолом (+22%).
Это связано с тем, что на мировом рынке существенно выросли цены на черные и цветные металлы, что и вызвало увеличение объемов их торговли. Увеличение грузооборота навалочных грузов связано с ростом экспорта угля, руды, а сильный спад насыпных грузов ( на 44%) связан с уменьшением перевалки зерна. Стоит отметить, что в целом из-за проблем в Украине, экспорт зерна из России увеличился в несколько раз, в результате чего в целом по стране объем перевалки его в портах за полгода вырос на 239%. Однако, в порту Санкт-Петербурга по данному показателю похвастать нечем. Это вызвано тем, что перевалка зерна перераспределилась преимущественно на другие порты России и Балтики, поскольку мощностей подъездных железнодорожных путей Большого порта недостаточно для эффективной перевалки данных грузов. Так, Балтийский бассейн в целом отгрузил за полгода более чем 1,3 млн. тонны зерна (рост в 3,25 раза).
Также за данный период высокий рост показал грузооборот лесных грузов (он вырос на 25%). Это отчасти связано с ростом экспорта товаров данного вида в страны дальнего зарубежья на 12%.
Небольшой спад показал грузооборот на паромах (спад на 6%). Также существенно снизились показатели перевозок наливных грузов, к которым в частности и относится нефть.. В структуре грузооборота она занимает второе место. Это связано со спадом её экспорта, однако увеличилась перевалка нефтепродуктов.
Порт Приморск
Самым крупным специализированным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России является морской порт Приморск. В 2013 году порт обеспечил перевалку 63,8 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Однако, в последние годы его грузооборот постепенно снижается. Так, по сравнению с прошлым годом, грузооборот снизился на 13,5%. С одной стороны, происходит переориентация перевалки грузов на другие порты, преимущественно, Усть-Лугу (Порт Усть-Луга в Финском заливе является конечной точкой нефтепровода БТС-2), а с другой - на это повлиял спад экспорта нефти. Однако такие цифры не случайность – «Транснефть» и планировала сокращение перевалки нефти в этом году на 18% - до 11 млн. тонн. В следующем году перевалка нефти через Приморск останется на уровне текущего года, а экспорт дизтоплива должен увеличиться на 32%, до 14,5 млн тонн.
Несмотря на это, модернизации на будущее все же планируются. В перспективе планируется создание здесь нового грузового района «Высокинский» по перегрузке генеральных, контейнерных, навалочных и специальных грузов, автомобилей с перспективным грузооборотом до 50 млн тонн.
В целом же, за рассматриваемый период грузооборот порта Приморск снизился по сравнению с прошлым годом на 13,5%:
Спад наблюдается ежемесячно, при этом наиболее существенное падение характерно для января, апреля и сентября, где снижение превышает 20% - это связано с изменениями в перевалке нефти под влиянием сезонных факторов.
В грузообороте порта Приморска выделяют только две группы товаров – нефть и нефтепродукты, потому что данный порт – специализированный. Снижение связано с тенденциями внешней торговли (по данным за январь-август, объем внешней торговли нефтью снизились на 2% в страны дальнего зарубежья и на 3,3% от стоимости экспорта в страны СНГ), а также существенным замедлением развития инфраструктуры порта. Так, до сих пор крупнейший нефтеналивной порт России работает без железнодорожной инфраструктуры соответствующего уровня, хотя от ближайшей узловой станции его отделяет не более 1,5 км. Тем не менее, увеличилась перевалка нефтепродуктов, что вызвано ростом их экспорта. Кроме того, в будущем в порту планируется строительство соответствующих объектов для перевалки именно нефтепродуктов.
Порт Усть-Луга
Порт Усть-Лугу можно по праву считать самым динамично развивающимся портом на Балтике даже по сравнению с зарубежными.
Этот порт в последние 2 года демонстрировал очень высокие темпы роста в связи со строительством инфраструктуры. В январе-сентябре 2014 года грузооборот увеличился на 22,1% и составил 56,1 млн. тонны. Частичное завершение строительства уже в этом году привело к выдвижению его на первое место среди других портов на Балтике. Рост также был достигнут за счет роста перевалки нефти и нефтепродуктов, и благодаря развитию инфраструктуры комплекса.
Конечно, темпы роста этого года ниже прошлогодних. В 2013 году общий грузооборот порта увеличился в 5 раз и составил 62,3 млн тонн. Рост был обеспечен за счет ввода новых перегрузочных комплексов и увеличения объемов перевалки наливных и навалочных грузов (в том числе за счет увеличения их перевалки из Приморска). Осуществляются работы по строительству металлургического терминала и терминала минеральных удобрений. Строительство порта является крупномасштабным инфраструктурным проектом, реализуемым на основе государственно-частного партнерства.
Уже сейчас этот порт считается крупным транспортно-логистическим центром, поскольку здесь сосредоточена инфраструктура и морского, и автомобильного, и железнодорожного транспорта, и вспомогательные предприятия. Однако, его планируют еще расширять. Планируется построить ещё 20 перегрузочных комплексов с общим грузооборотом при полном развитии 180 млн тонн в год. В результате Усть-Луга превратится в производственно-логистический кластер.
Наибольший рост грузооборота был зафиксирован в мае, в связи с тем, что на тот момент в 2,3 раза увеличились контейнерные перевозки. После июня 2014 года темпы роста немного снизились и в среднем прирост стал составлять около 20%.
Развитие порта связано и с инновациями. Так, в порту планируется внедрять технологию перевозки контейнеров с помощью магнитной левитации. Соглашение о научно-техническом сотрудничестве, в рамках которого ведется работа над этим проектом, подписали на ПМЭФ-2014 президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и генеральный директор ГК "Росатом" Сергей Кириенко.
На первом этапе планируется разработать технические и технологические решения основных элементов транспортной системы на магнитном подвесе, а после этого участок такой системы протяженностью около 3 км будет создан в порту Усть-Луга.
Самую большую долю в грузообороте порта занимают наливные грузы. Объем их перевалки в данном периоде 2014 года составил 4431,9 тыс. тонн, при росте в 32%. При этом, на 3% увеличилась перевалка нефти, на 67% нефтепродуктов. Это связано с тем, что Усть-Луга является конечной точкой нефтепровода БТС-2 с 2012 года. Также в 2014 году было перевезено 845 тыс. тонн сжиженного газа, т.к. в порту с этого года действует терминал по перевалке сжиженных углеводородов, владельцем которого является компания «СИБУР».
На втором месте в объемах перевалки данного порта находятся навалочные грузы. В частности, к ним относятся руда, уголь, химические удобрения. Тем не менее, рост грузооборота данных товаров невысок, поскольку основную долю навалочных грузов занимают уголь и кокс, химические удобрения, по перевалке которых происходит спад. Основной причиной может быть переориентация их разгрузки на Большой порт Санкт-Петербурга.
На объемы перевалки других видов грузов приходится около 10%. Но и они в большинстве своем демонстрировали рост. Так, объемы перевозок грузов на паромах увеличились почти в два раза, потому что 2014 году объём перевозок через паром Балтийск (город в Калининградской области)― Усть-Луга вырос более чем на 40% из-за того, что с 9 августа 2014 г. решением правления ОАО «РЖД» были введены повышающие коэффициенты на перевозку экспортных грузов, однако в направлении Калининградской области эти коэффициенты не учитываются. В результате паромом в этом направлении стало пользоваться намного выгоднее.В порту также увеличилась перевалка контейнеров на 140% ( в связи со строительством новых терминалов). Сокращение перевалка накатных грузов (Ро-Ро) на 75% связано с сокращением ввоза автомобилей из зарубежных стран.
Порт Выборг
Данный порт занимает весьма небольшую долю в грузообороте, однако его особенность состоит в том, что это один из самых старых портов на Балтике. Порт перерабатывает большой перечень генеральных, навалочных грузов (минеральные удобрения, металл, руда, чугун, металлолом), пищевых и химических наливных грузов. В летнюю навигацию порт осуществляет прием пассажирских судов, в основном с российскими и финскими туристами.
Грузооборот порта Выборг вырос на 20,3%. Это связано с развитием инфраструктуры порта, а также с тем, что порт имеет договоренности о перевалке продукции различных заводов, например, Выксунским металлургическим заводом, а также рядом заводов по производству биотоплива.
Этот порт наиболее остро ощутил влияние санкций, продовольственного эмбарго и нестабильной экономической ситуации в целом.
Основной проблемой порта является устаревшая инфраструктура, и на фоне развития своих товарищей - Усть-Луги, Большого порта, он конкуренции не выдерживает.В перспективе планируется осуществить реконструкцию и модернизацию порта, увеличив грузооборот до 3 млн тонн.
Наибольшую долю грузооборота занимают навалочные грузы, в частности, уголь и кокс (рост 116%). Это связано с общим ростом перевалки угля через порты России. Также, через данный порт в 3,5 раза увеличилась перевалка леса. Это связано с тем, что увеличился его экспорт Швецию, Данию и Германию.
Порт Высоцк
Морской порт Высоцк расположен в северной части острова Высоцкий в Финском заливе. Этот порт считается специализированным, т.к. состоит из терминалов - угольного, нефтеналивного и удаленного. В результате - структура экспорта порта носит сырьевой характер. Угольный терминал обеспечивает перевалку угля, нефтеналивной - нефтепродуктов (газойль, дизтопливо, мазут). На УМТ планируется производить отгрузку топливных пеллет -продукции ОАО "Выборгская Целлюлоза".
Динамику грузооборота порта Высоцк можно считать весьма стабильной и плавной, ежемесячно грузооборот практически одинаковый. Но тем не менее, данный порт по сравнению с прошлым годом существенно укрепил свои позиции на Балтике. Летом 2014 года рост доходил до 19% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.
Спад наблюдался лишь в январе (-4,5%). Это связано с уменьшением внешней торговли в этом месяце, которое наблюдается ежегодно. В остальные месяцы грузооборот увеличивался.
Рост связан со ремонтом и реконструкцией инфраструктуры. Так, в феврале 2014 года были введены в эксплуатацию реконструированные причалы № 1-4, головы Северного и Южного молов Входных ворот, а также подводные гидротехнические сооружения морского порта Высоцк: акватория и углубленный район на входе в акваторию порта общей площадью 109 га.
Наибольшую долю в структуре грузооборота занимают навалочные грузы, в частности уголь и кокс, а также нефтепродукты. Перевалка наливных грузов (за счет нефтепродуктов) увеличилась на 9%, а навалочных (уголь, кокс) – на 10%.
Порт Калининград
Порт Калининград – это один из ключевых российских портов на Балтике. Его особенность состоит в том, что порт не замерзает в зимнее время, а значит, зимой также удается достигать высоких объемов грузооборота.
Помимо этого, порт находится значительно дальше других российских портов, что ставит его в интересное положение – ему приходится постоянно конкурировать с зарубежными портами на Балтике.
В январе-сентябре 2014 года грузооборот порта снизился на 0,2%. Снижение грузооборота связывают, с одной стороны, с ужесточением конкуренции с зарубежными портами на Балтике, ростом тарифов на железнодорожном транспорте Литвы (поскольку контейнеры из порта доставляются преимущественно по железной дороге), а с другой стороны - недостаточно активным развитием инфраструктуры порта. Кроме того, существующие мощности не позволяют заходить в порт судам океанского класса. Ограничение глубин влияет и на перевалку грузов - в основном портовые мощности ориентированы на мелкие партии товаров. Конечно же, нельзя упускать из внимания и другие факторы - такие, как, например, длительность и затратность таможенных процедур при ввозе и вывозе грузов, более высокие, чем в других регионах России, тарифы.
В отличие от других портов, грузооборот Калининграда более сбалансирован по видам грузов, потому что именно через него в первую очередь и поступают многие товары, идущие на импорт в Россию. По многим группам грузов наблюдается рост.
Так в 2,6 раза увеличилась перевалка насыпных грузов – через порт более чем в 4 раза увеличилась перевалка зерна, идущего на экспорт из России в страны Европы. Увеличилась перевалка грузов на паромах (+55%), за счет паромов, следующих из Усть-Луги.
Также, несмотря на то, что перевалка наливных грузов уменьшилась, на целых 75% увеличилась перевалка наливных пищевых грузов, особенно в сентябре. К таким грузам относятся молоко, растительные масла, патока, различные жиры и т.д.). Возможно, что именно с помощью этого порта в условиях действия эмбарго, зарубежные товары попадают в Россию.
В последнее время ужесточается конкуренция между российскими и зарубежными портами на Балтике, однако антироссийские настроения, обострившиеся в последние месяцы на Западе, подталкивают Россию к сокращению зависимости от прибалтийских портов. Страны Балтии могут много потерять в результате развития российских морских портов.
На руку российским компаниям играет и тот факт, что прибалтийские порты перегружены, в то время как порты России наращивают мощности.
Напомним, что Россия в начале весны отказалась от транзитных услуг литовского порта Клайпеда, это было, в первую очередь, связано с агрессивной позицией литовских властей по отношению к России в свете украинских событий. Письменное извещение о приостановке поставок продуктов питания через этот порт в Россию было получено грузовыми терминалами порта Клайпеда 16 марта. Результат не замедлил сказаться: в I квартале 2014 года грузооборот литовского порта сократился на 13,5 процентов в сравнении с показателем аналогичного периода 2013 года, то есть до 10,21 миллионов тонн.
Как видно, темпы роста грузооборотов зарубежных портов ниже российских, а в портах Вентспилс и Таллин вообще наблюдается снижение. Спад грузооборота в этих портах связан, преимущественно, с сокращением перевалки нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, введенные санкции против России, а также ответное на это продовольственное эмбарго пока не в полной мере оказали влияние на снижение грузооборота большинства портов. Темпы роста лишь немного упали по сравнению с показателями прошлого года. Среди положительных тенденций стоит отметить практически повсеместное развитие инфраструктуры, причем не только непосредственно портовой, но и обеспечивающей, внедрение инноваций. Все это уже сейчас позволяет постепенно выигрывать в конкурентной борьбе у портов Прибалтики.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка