Что стоит за переподчинением Московской областной таможни?
В соответствии с приказом ФТС РФ от 3 февраля 2017г №162 Московская областная таможня с первого июля перейдет в непосредственное подчинение ФТС. Это беспрецедентный случай в таможенной практике. Что стоит за этим решением, и чего ожидать от него участникам ВЭД?
Как известно, структура ФТС имеет четкую иерархию. ФТС подчинены региональные таможенные управления, под ними – таможни, еще ниже – таможенные посты. Исключение составляют Центральная энергетическая, Центральная акцизная таможни – в виду их специфики, три московских авиаузла – Шереметьевская, Домодедовская, Внуковская таможни, и с недавнего времени – Калининградская областная, Крымская и Севастопольская, тоже по вполне понятным причинам геополитического характера.
Перевод в статус придворной крупнейшей в стране Московской областной таможни с первого взгляда вызывает недоумение. Однако заметим, что Центральное таможенное управление занимает первое место по объемам импорта. По итогам 2016 года управление администрировало 864,5 млрд. руб., т.е. почти 20% от всех сборов по ФТС. Если учесть, что в структуре таможенных платежей ЦТУ импортная составляющая занимает 99%, а Московская областная таможня является лидером по объемам оформления, то нетрудно догадаться, что речь идет о контроле примерно трети импортных потоков страны. А это уже серьезно.
Теперь о смыслах. Прямое управление в ручном режиме со стороны центрального аппарата ФТС, и в первую очередь, со стороны Аналитического управления под руководством Филиппа Золотницкого, может свидетельствовать о неспособности или нежелании руководства ЦТУ обеспечить надлежащий таможенный контроль над входящим товаропотоком. Угроза экономической безопасности и радение за государственные интересы представляется вполне оправданным, но способ решения этой задачи явно нестандартен, ибо завтра может последовать аналогичное решение по Балтийской или, не дай бог, Владивостокской таможне. И что тогда? Справится ли ФТС с той ситуацией, которую сама провоцирует?
Смысл второй. Переподчинение таможни напрямую ФТС означает, что в управленческой цепочке на одного посредника (в лице ЦТУ) станет меньше. Кому это нужно? Ведь никаких признаков оптимизации института РТУ на сегодняшний день не замечено. Ни в плане ликвидации за бесполезностью, ни в плане сокращения. Однако, все понимают, что без Московской областной ЦТУ станет обычным региональным управлением, вроде СТУ или УТУ. Это серьезный имиджевый удар по его начальнику – Сергею Прусову – выдвиженцу Андрея Юрьевича, и всей его команде. И рассматривать данный шаг можно не иначе, как некую внутриклановую борьбу в таможенном ведомстве.
Смысл третий. Как известно, оформление грузов в соответствии с последними веяниями ФТС постепенно концентрируется в Центрах электронного декларирования. А самым крупным среди них является Можайский ЦЭД. Объемы, сосредоточенные на «Можайке», не без участия первых лиц таможенного ведомства, вызывают небывалый коррупционный интерес. Об этом говорят и расценки за услуги декларирования допущенным к процессу брокерам, и послабления в ценовой политике по наиболее «вкусным» позициям товаров. Вполне возможно, что можайские предприниматели предпочли договариваться с первыми лицами, минуя ЦТУшную элиту, ведь так надежнее и выгодней. Интересно, кто из заместителей руководителя ФТС будет курировать обновленную МОТ? Руслан Давыдов? Анатолий Серышев?
Вот, собственно, и весь пазл. Участникам ВЭД данное решение никаких бонусов не принесет, поскольку все вопросы решаются «на земле», а она никуда из-под ног не денется. ФТС в очередной раз под видом улучшения качества администрирования передвинула очередную кровать по надуманной ею же проблеме.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка