Новости

KPI приходит в таможню

kpi приходит в ФТСНа днях вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга». О необходимости установления KPI для государственных органов говорилось на протяжении последнего года достаточно активно.

Стоит отметить, что ведомственная система контрольных показателей эффективности работы таможенных органов существует несколько лет. Она гораздо шире по числу показателей, но к данному постановлению отношения не имеет.

Оценку работы ФТС в целом из уст правительства мы никогда не слышали, за исключением разве что пожеланий разбить микрофон об стенку. Поэтому в целом Постановление – это позитивный шаг.

Теперь о деталях.

Обращает на себя внимание ориентированность показателей на бизнес. На первый план выходят не объемы администрируемых таможней финансовых потоков, а цифры, характеризующие скорость совершения таможенных операций и эффективность таможенного контроля.

Кроме самих показателей существенной новацией является то, что оценку их выполнения может давать бизнес – сообщество, представленное в лице четырех общественных организаций (Деловая Россия, Опора России, ТПП и РСПП). Будет ли прислушиваться ФТС к голосу общества и насколько в этой  реакции будет формального  – вопрос, на который ответит время.

Но вот что касается самих показателей, то, на наш взгляд, они являются весьма спорными и не отражающими в полной мере интересы бизнеса.

А)«время совершения таможенными органами Российской Федерации (далее - таможенные органы) операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (минут):

для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю;

для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений».

Отметим, что ФТС установлено целевой значение на 2012 год по этому показателю, равное 80 минутам. Это среднее время. Раздельной статистики по подконтрольным грузам, видимо, нет. Фраза «не выявлены риски нарушений» ставит в тупик. В таможенной практике «риски нарушений» неизбежно связываются с СУР. Не учитывать это обстоятельство – значит, не учитывать достаточно большой объем грузов, попадающих под действие профилей рисков. А это в принципе неверно, особенно зная особенности нашей системы управления рисками.

Второй слабый момент – это методика подсчета этих самых минут. Сделать это можно лишь программными средствами, имеющимися на пункте пропуска. А их там несколько, в том числе, принадлежащим другим государственным органам. В итоге сбор полной информации банально ляжет на плечи старших смен, и какова будет ее достоверность, стоит лишь догадываться.

б) время,  прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров  в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (минут), за исключением следующих случаев:

помещение товаров на временное хранение;

неисполнение положений, установленных статьями 190 - 192 Таможенного кодекса Таможенного союза;

неисполнение декларантом условий выпуска товаров (статья 195 Таможенного кодекса Таможенного союза);

Осталось полной загадкой, почему никому не интересны сроки выпуска деклараций в тех случаях, когда транзит не оформляется. Речь о пунктах пропуска, и особенно морских и воздушных. Это огромный процент деклараций с не менее большими проблемами. Во-вторых, исключения из этого показателя сужают сам показатель до рамок 3-х часового режима. Насколько это отражает в полной мере работу таможенных органов, может судить, видимо, сам разработчик проекта документа.

 в) доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов  на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов);

Так все хорошо начиналось: «оформленных в электронном виде без представления документов  на бумажном носителе» и так все испортили второй фразой. В этом-то и вся закавыка: бумажные документы инспектор может запрашивать в рамках СУР без профиля риска, по своему усмотрению, идентифицируя   товары, как рисковые поставки. И в рамках дополнительной проверки в том числе. И что нам даст эта доля? 100% результат?

г) доля стоимости  товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов).

Пустой показатель, никого особо не интересующий.

Показатели второго пункта обращают на себя внимание озабоченностью теми действиями таможенных органов, в результате которых деньги из бюджета приходится возвращать. Однако процентная доля таких возвратов смехотворна по сравнению именно с общими перечислениями в бюджет, что может создать иллюзию их никчемности.

Последний пункт делает попытки оценить эффективность таможенного контроля. Сразу отметим, что эти цифры ФТС также имеет, как в качестве целевых показателей своей деятельности, так и в качестве контрольных. Более того, существующая ведомственная система оценки эффективности таможенных досмотров, показала полную несостоятельность такого подхода. Таможенники давно научились рисовать любые цифры и обходить любые разработанные методики. Эффективность можно мерять только рублем, но никак не процентами, это проверено.

Выводы.

Постановление – важный шаг, но предложенные показатели – та же самая палочная система, не ориентирующая таможенные органы на качество работы и не дающая бизнесу ясного представления об эффективности их работы. Не зачет.

 

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!