Регуляторы

Маркировка обуви: чего ждать импортерам

Одним из самых непростых вопросов, связанных с маркировкой обуви, является отладка бизнес-процессов импорта. Хотим мы этого или нет, но около 70% от всей обуви, реализуемой в стране, приходится на ввозимую продукцию.

В рамках мероприятий, проведенных недавно на выставке Мосшуз, этот вопрос также звучал неоднократно. Как стало известно из выступления на конференции руководителя  товарной группы легкой промышленности ЦРПТ Веры Волковой, до конца марта должны быть согласованы процедуры, осуществляемые участниками оборота во взаимодействии с ФТС.

Однако, на главный вопрос, можно ли завозить в страну немаркированную обувь и можно ли ее маркировать после ввоза на территорию РФ, чаще всего звучал уклончивый ответ, отсылающий к нормам Соглашения «О маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», подписанного странами-участниками ЕАЭС  2 марта прошлого года. Последней страной, ратифицировавшей документ в начале марта этого года, стал Казахстан, и теперь вступлению Соглашения в силу уже ничего не препятствует.

Как указано в Соглашении (а оно общее для всех видов товаров, подлежащих маркировке), маркировка товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, осуществляется до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта (а также свободной таможенной зоны). Напомним, что в соответствии со ст.128 ТК ЕАЭС, помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

При этом, общая схема вкратце такова: зарегистрированный в системе ЦРПТ импортер получает по запросу коды в виде готовых этикеток, либо цифро-буквенной последовательности. Полученные коды импортер в соответствии со своими бизнес-процессами передает за рубеж своему представителю либо производителю, которые преобразуют их в формат DataMatrix, и наносят на товар. Технологией допускается также нанесение маркировки через специально созданные  Центры этикетирования и маркировки, которые размещаются за территорией РФ, где можно заказать этикетку с цифровым кодом для нанесения иностранным производителем, если у того не установлено необходимое оборудование для печати. Однако, на сегодняшний день таких центров пока не создано. Т.е базовой пока остается схема, при которой товар пересекает границу уже замаркированным.

Однако, Соглашением установлен целый ряд случаев, когда установленные требования к маркировке не распространяются. Среди прочего, в перечне указаны:

товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Союза;

товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке;

пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов Союза, а также нормативных технических актов государств-членов в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;

товары, ввозимые на таможенную территорию Союза организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);

товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) и международной технической помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством государства-члена;

товары при их реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;

товары, хранящиеся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, в том числе на складах временного хранения и таможенных складах;

товары, изъятые, арестованные, конфискованные или обращенные в доход государства иным способом, и товары, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены налоговым и таможенным законодательством государства-члена, при их приобретении, хранении, транспортировке, реализации (продаже) и использовании, а также товары, подлежащие уничтожению, при их хранении и транспортировке;

товары, ввезенные в качестве товаров для личного пользования и приобретенные в рамках розничной торговли физическими лицами, при их хранении, транспортировке и использовании.

Таким образом, исходя из текста документа, на таможенной территории могут находиться немаркированные товары, находящиеся под таможенным контролем до помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления.    

Можно ли маркировать товары на таможенном складе или СВХ? Документ этого не устанавливает, поэтому опираться здесь придется на положения действующего таможенного законодательства, которое не запрещает такие операции на территории таможенного склада.

Более того, соглашением установлено, что маркировка товаров может осуществляться даже после помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, правда, в случае, если возможность такой маркировки предусмотрена законодательством государства-члена ЕАЭС. На сегодняшний день российским законодательством такой возможности не установлено, равно как и требований  к складским помещениям, в которых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оборот товаров, подлежащих маркировке, разрешается маркировка товаров после выпуска. Однако, вполне возможно, что крупные уполномоченные операторы-импортеры обуви смогут пролоббировать этот вопрос при наличии такой заинтересованности.

Конечно же, ФТС в ближайшее время издаст свои нормативные акты, конкретизирующие совершение таможенных операций при контроле маркированной продукции, и мы получим необходимые разъяснения,  но вряд ли упомянутые выше положения Соглашения будут каким-то образом проигнорированы.

Напомним, что требования об обязательной маркировке обуви вступают в силу с 1 июля 2019 года. Однако, учитывая главным образом то обстоятельство, что рынок еще не готов  к полномасштабному внедрению, мероприятия будут внедряться постепенно. Полный запрет на оборот и импорт немаркированной обувной продукции планируется ввести через 7 месяцев, с 1 февраля 2020 года.

 
Похожие материалы