Регуляторы

Система маркировки несет проблемы для импортеров обуви

С 1 июня прошлого года стартовал эксперимент по маркировке и прослеживаемости обуви. По его окончанию, с 1 июля маркировка обуви станет обязательной для всех производителей и импортеров. Но готовиться к этому нужно уже сейчас.

Напомним, что оператором системы назначена дочерняя компания Центра развития перспективных технологий «Оператор ЦРПТ», созданная для реализации Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК. Это ключевой игрок во всей схеме маркировки (и не только обуви).

Поэтому первым делом импортер должен подать заявку для регистрации на сайте Честный Знак. Далее, потребуется получить усиленную квалифицированную электронную подпись в аккредитованных удостоверяющих центрах и установить компьютерную систему, обладающую возможностью формировать и заверять усиленной квалифицированной электронной подписью электронные документы, необходимые для взаимодействия с оператором системы. Для автоматизированного взаимодействия с оператором системы в части получения кодов маркировки необходимо будет также иметь аппаратно-программный комплекс.  

После регистрации ЦРПТ предоставит и настроит работу регистраторов эмиссии – оборудования для заказа и генерации кодов маркировки. Оборудование оператор системы пока предоставляет за свой счет, адаптацию и настройку работы системы проводит также на бесплатной основе. Стоимость услуг оператора за генерацию кода маркировки и дальнейшее прослеживание товара будет определена Правительством РФ, на текущий момент она рассматривается в размере 50 копеек за единицу товара.

Для маркировки обуви будут использоваться средства идентификации с кодами маркировки, в виде двухмерного цифрового кода DataMatrix и буквенно-цифровой последовательности. Коды наносятся на потребительскую упаковку или товарный ярлык, или на сам товар.

Для заказа кода импортер должен  в заявке указать GTIN, который нужно предварительно получить в российской компании GS1 путем описания атрибутов товара: производитель/импортер, вид обуви, наименование товара на этикетке, материалы верха, подошвы, подкладки, размер, цвет и т.д., серийный номер (если он генерируется участником оборота товаров), коды ТН ВЭД на уровне 4-х знаков и способы доставки генерации кода.

Ввод товара в оборот осуществляется путем подачи сведений в Информационную систему маркировки и прослеживаемости до помещения маркированных товаров под таможенные процедуры. После прохождения таможенных процедур товар считается введенным в оборот.

Импортер отвечает за маркировку товаров до помещения товара под таможенные процедуры, т.е. на фактический таможенный контроль товар должен быть представлен со средствами идентификации. Иными словами, товар за пределами РФ может быть маркирован как на производстве, так и на любой точке сортировки и упаковки товара. Что касается маркировки после ввоза на территорию России, ФТС пока не давала комментариев на эту тему. Однако, по аналогии со знаком ЕАС, таможенное законодательство допускает возможность нанесения маркировки при определенных таможенных процедурах (например, при хранении товаров на таможенном складе). 

Есть другой вариант, изготовление этикеток с нанесенными кодами по запросам импортеров товаров через специальные  Центры этикетирования и маркировки, которые будут размещены за территорией РФ, где можно заказать этикетку с цифровым кодом для нанесения иностранным производителем, если у того не установлено необходимое оборудование для печати.

Основная цель ЦЭМ - обеспечить производителей и импортеров простым способом маркирования через нанесение этикеток ручным или полуавтоматическим способом на товар, который производится небольшими сериями. ЦЭМы не являются структурами ЦРПТ.

В чем плюс такой схемы для импортеров?

  • Нет необходимости в оборудовании для генерации кодов маркировки с криптографической защитой.

Нет необходимости менять компанию-поставщика готовой товарной этикетки.

  • Получение готовой товарной этикетки является уже существующим бизнес-процессом.

Что усложняется в работе импортера?

Собственно, сам процесс заказа и нанесения маркировки – это дополнительный бизнес-процесс, затратный сам по себе и не влекущий прямых выгод для импортера.

Усложняется документооборот. Все взаимодействие в системе (заявки, уведомления, подтверждения) построено в электронном виде и жестко регламентировано сроками.  

Необходимо специальное оборудование для самостоятельной печати либо заказ изготовления средств идентификации  в ЦЭМ, что потребует дополнительных финансовых затрат.

Нанесение самой маркировки. В случае, если производитель не станет этим заниматься, то это станет заботой импортера, который может сделать это как самостоятельно, так и через  уполномоченных им лиц. Разумеется, не бесплатно.

Ну, и риски. все должно работать четко и без сбоев. Ведь в случае ошибок в маркировке, выявленных в ходе проведения таможенного контроля до выпуска, либо в ходе реализации, товар не будет выпущен в оборот, либо изъят из оборота, а устранение ошибок – это время и деньги.  

Понравился материал? Поддержи Провэд News!