Таможня

Новогоднее обновление от ФТС подарило импортерам миллионные убытки

Новый год принес участникам ВЭД новые проблемы на совершенно неожиданной почве. У таможенных органов с наступлением 2019 года изменились коды бюджетной классификации (КБК), и деньги, уплаченные до наступления нового года по старым КБК, не доходят до таможни: инспектор их видит, но списать не может, а система при попытке их списания выдает ошибку. Из-за этой солидной недоработки настройщиков системы грузы по всей России застряли на таможенных постах в ожидании выпуска. Это коснулось многих таможенных представителей и самостоятельных декларантов.

Если используются только старые или только новые КБК, то процесс идет в обычном режиме. Но при совмещении старых и новых КБК возникает проблема. ЕАИС тем временем продолжает обновляться, и огорчать участников ВЭД новыми сюрпризами. «Сегодня после ночного обновления Шереметьево не видит платежки со старым КБК. До обновления все работало», − пишут коллеги, которые ещё вчера аккуратно радовались, что их не затронули эти неурядицы.   

«У нас во Владивостоке из-за этого застряло 18 контейнеров. Если грубо прикидывать, то ущерба под сотню тысяч рублей. В разрезе это выглядит примерно как соотношение 60/40, выпусков чуть больше, чем таких застрявших партий товара», − рассказывают другие.

«Мы оплатили таможенные платежи до наступления нового года по старым КБК на Калужскую таможню (Ворсино). Выпуск был в 2019-ом. КБК уже новые. Оплаты со старых КБК автоматически не подтянулись. В итоге, пока ФТС решала вопросы с автоматизацией этого процесса и инспектор увидел деньги на счетах, мы получили 2 дня простоя на СВХ», − пишет в Facebook декларант.

Кто-то отвечает, что это ещё повезло – всего два дня, ведь некоторым приходится ждать заветного «выпуск разрешен» ещё с  9 января. Тем временем некоторые таможенные органы продлевают срок выпуска товаров, назначая дополнительные проверки, например, по стоимости, хотя на самом деле невозможность выпустить груз проистекает из-за недоработки системы и невозможности совместить старые и новые КБК.

«У нас в регионе деятельности Московской областной таможни застряло 8 машин, пятый день ждем. А каждый день простоя  − это примерно 100-150 евро. Вот и считайте: порядка 4 тыс. евро, как минимум, накапало, и ещё неизвестно, сколько накапает» − делятся соратники.

Из общения с коллегами и собственного опыта мы делаем вывод, что проблема коснулась, может, и не всех декларантов в России, но совершенно точно – всех регионов. Москва, Петербург, Краснодар, Новороссийск, Владивосток… Пока невозможно даже приблизительно подсчитать все убытки импортеров, а ведь именно им придется оплачивать таможенные эксперименты. Вероятно, картина станет яснее впоследствии. Подтвержденные убытки только наших клиентов за  январь 2019 года составили 250 тысяч рублей. Так что говорить о миллионах можно смело.

У тех, кто пострадал и заплатил за некачественно подготовленное таможенное обновление из своих собственных средств, зреет логичная мысль попробовать привлечь ФТС к ответу и засыпать её исками с требованием возместить убытки. Хотя доказать, что убытки вызваны непосредственно действиями/бездействием таможенного органа, а уж тем более факт упущенной выгоды практически невозможно. Но попробовать стоит.

Но чего делать, на наш взгляд, точно не стоит, так это обновлять систему, тщательно не проверив и не протестировав корректность работы новой версии продукта, чтобы не вынуждать бизнес платить там, где это совершенно необязательно.

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы