Аналитика

Неутешительные итоги 2015 года: почему таможенных платежей собрано на треть меньше

2015 год уже по праву можно назвать трудным - кризис не обошёл стороной ни одну сферу деятельности, и особенно сильно пострадала внешняя торговля, поступления от которой и формируют наибольшую долю в федеральном бюджете. Накануне Нового года ФТС отчиталась о предварительных итогах по сбору таможенных платежей, и снова с гордостью отметила, что достичь этого удалось  благодаря «системной целенаправленной работе, включающей развитие информационных технологий, оптимизацию применения системы управления рисками, использование форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью».

Однако, если рассмотреть данные внимательно, то окажется, что достижений нет, а то, что удалось собрать, никак не связано с эффективными изменениями в таможенном администрировании.

Как было сказано в сообщении, на 30 декабря 2015 года сумма доходов от внешнеэкономической деятельности, администрируемых таможенными органами  в федеральном бюджете составила 4910,7 млрд рублей. Таможенники плановое задание даже немного перевыполнили  -  на 30,3 млрд рублей.  Тем не менее, едва ли стоит это считать поводом для гордости - плановое значение в течение года менялось не один раз. К примеру, ещё в апреле глава ФТС Андрей Бельянинов в своём интервью отметил, что плановые обязательства составляют 5,7 трлн рублей, и меньше таможенные органы не соберут. На практике же оказалось иначе.

Также можно обратить внимание на результаты 2014 года, когда было собрано 7008,14 млрд рублей, теперь уже разница становится заметна невооруженным глазом - объем поступлений сократился на 30%.

2015fts1

В некоторые месяцы таможня перечисляла и вовсе вполовину меньше, чем в прошлом году - к примеру, спад в апреле и мае составлял более 45%.

2015fts2

Так что же произошло? Ведь, если вспомнить не слишком благоприятный 2014 год, то таможенники не только перевыполнили план в условиях сокращения внешней торговли и санкций, но и превысили результаты 2013 года. Тогда этого удалось достичь из-за падения рубля к доллару и евро. При внешнеторговых поставках цена товара между контрагентами рассчитывается в иностранной валюте, а таможенные платежи, которые идут в бюджет, начисляются с таможенной стоимости в рублях. При этом экспортные цены на нефть и курс рубля все ещё были не настолько низкими, и позволяли таким образом наращивать объемы платежей в бюджет.

Однако в этом году всё изменилось, и предыдущий экономический эффект  стал уже не так заметен.  

Необходимо отметить, что в 2015 году произошло сильное сокращение объемов декларирования. По данным ФТС, с января по декабрь 2015 года количество поданных деклараций на товары сократилось с 4,27 млн до 3,9 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и особенно сильный спад помимо января наметился в ноябре, хотя ещё несколькими годами ранее именно на осенние месяцы приходился рост активности в сфере ВЭД. 

2015fts3

Безусловно, причиной тому стало сокращение производства многих видов товаров, уход с российского рынка крупнейших автомобильных производителей, ухудшение отношений с Украиной и другими странами, санкции и многое другое. Даже небольшой положительный эффект от роста объемов экспорта некоторых товаров, в частности  -  продовольствия и техники,  не смог компенсировать  внешнеторговые потери. Кроме того, высокие тарифы на грузоперевозки, нерешенная ситуация с книжками МДП и введение в действие системы Платон также не прибавили желания иностранным партнерам  что-либо везти в Россию. Да и отечественному бизнесу стало ещё тяжелей работать.

Однако снижение именно стоимостных объемов  внешней торговли все же стало самым основным фактором  падения поступлений в бюджет.  Ведомства пока не подвели статистику за год, однако по расчётам Минэкономразвития за январь-ноябрь экспорт уже упал на 32%, а импорт на 37%. Учитывая динамику курса рубля, а также цен на нефть, можно с уверенностью утверждать, что в декабре показатели также покажут спад. 

2015fts4

При этом, если рассматривать таможенные платежи в отдельности, то статистику они демонстрируют весьма любопытную: в результате падения внешнеторгового оборота доходы федерального бюджета от экспортных операций сократились на 40% - до 2766,9 млрд рублей, а от импортных операций всего лишь на 4%  - до 2174 млрд рублей, т.е. фактически остались почти на уровне прошлого года, при том, что падение импорта гораздо более существенное, нежели экспорта. Мы попробовали разобраться, почему так получилось.

2015fts5

Всего платежей от экспортных операций было перечислено в федеральный бюджет на сумму 2766,9 млрд рублей. Большую часть этой суммы образуют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и продукты нефтепереработки.  Именно они и показали наибольший спад.

2015fts6

Поступления от экспорта сырой нефти упали на 44% до 1310,15 млрд рублей, и это во многом результат так называемого «налогового манёвра», который начал действовать с 1 января прошлого года. Он предусматривал снижение экспортных пошлин на нефть одновременно с ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых.  Так, если ещё в январе прошлого года экспортные пошлины на нефть составляли 170,2 доллара за тонну, то уже к декабрю они упали более чем наполовину - до 88,4 долларов за тонну. Впрочем, такое снижение во многом было обусловлено не столько законодательной инициативой, сколько падением цен, которые учитываются при расчете этой ставки.

2015fts7

Стоит также добавить, что налоговый манёвр сработал двояко: с одной стороны, он напрямую привёл к сокращению поступлений от экспортных пошлин, и вместо этого увеличению НДПИ. Однако низкие цены на «чёрное золото» и высокий НДПИ способствовали тому, что нагрузка на нефтяников многократно возросла, и они увеличили добычу на 1,4% до 534,08 млн тонн, тем самым даже установив новый рекорд. Добытая нефть, естественно, пошла на экспорт. Это наглядно видно по данным внешнеторговой статистики. В январе-октябре физический объем экспорта сырой нефти вырос на целых 7,6%. А с экспорта  необходимо было платить пошлины, и это позволило немного сгладить общее падение поступлений от экспортных пошлин.

2015fts8

Несмотря на очевидные плюсы для бюджета при таком раскладе, эксперты все же относятся к такому манёвру скептически, аргументируя это тем, что уже в 2016 году при таких же ценах, компаниям просто не выгодно будет вкладывать средства в месторождения, и добыча упадёт более чем на 10%, а вместе с ней и экспорт, и взимаемые платежи.  Кроме того, за целый год так и не была достигнута цель всего мероприятия, бюджет по-прежнему слишком зависим от экспортных пошлин и колебаний цен на нефть.

Что касается других доходов бюджета от ввозных таможенных пошлин, то здесь всё немного позитивнее. Отчисления от экспорта природного газа увеличились на 14% до 505,15 млрд рублей преимущественно за счет роста поставок за рубеж, а также выросли на 23% отчисления от прочих вывозных таможенных пошлин. Напомним, что России за 2015 год удалось нарастить экспорт рыбы, зерновых,  леса-кругляка и ряда других товаров, облагаемых вывозными пошлинами.

2015fts9

С поступлениями в бюджет от импортной деятельности тоже не всё так просто. За неполный 2015 год импорт упал почти на 40%, при этом сократились как стоимостные, так и физические объемы поставок. Немаловажен и тот факт, что с сентября 2015 года стали действовать сниженные ставки ввозных таможенных пошлин в рамках наших обязательств перед ВТО. В среднем они сократились на 3-4%.  Однако перечисления в бюджет от импорта упали всего лишь на скромные 4%, т.е. практически не изменились. Для сравнения - по итогам позапрошлого 2014 года, когда импорт упал только на 9%, наблюдался гораздо больший спад соответствующих показателей - тогда налоги на ввозимые товары упали на 8%, а ввозные таможенные пошлины на 5%.

Объясняется данный факт тем, что отчасти эффект от сильной девальвации рубля «перекрыл» падение физических объемов импорта, причём сказалось это не столько на отчислениях от ввозных таможенных пошлин, сколько на ввозном НДС. Так, по данным Федерального казначейства на 1  декабря 2015 года, налог на добавленную стоимость вырос почти на 3% до 1589 млрд рублей.  Также, компенсировало падение объемов ввозных таможенных пошлин присоединение к ЕАЭС Армении и Киргизии. Согласно договору собранные таможенные пошлины распределяются между странами Таможенного союза пропорционально объему их внешней торговли, однако доли рассчитывались ещё в прошлом году, когда падение торговли России было не так значительно. Торговля других стран ЕАЭС пострадала немного меньше по сравнению с Россией, и в результате пошлин в Российский бюджет от других стран поступило почти столько же, сколько в прошлом году - дополнительных 72,7 млрд рублей.

2015fts91

Таким образом, сколько бы таможенники не писали о мероприятиях, позволивших наполнить бюджет, реальные объемы поступлений были обусловлены все же экономическими условиями.

Хотя стоит все же отдать им должное - на протяжении всего года ощущались их старания выжать максимум платежей и штрафов из участников ВЭД. К концу года более 18,5 млрд рублей было довзыскано таможенными органами в доход бюджета по итогам проверочных мероприятий до выпуска товаров и после выпуска (в 2014 году в рамках СУР было доначислено платежей и штрафов на сумму 15,9 млрд рублей). Однако это едва ли свидетельствует о каких-то улучшениях в администрировании, а учитывая нынешнюю покупательную способность рубля, все собранные средства в реальном выражении стоят намного меньше, чем в прошлом году.

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы