Сможет ли ФТС победить коррупционные риски
Среди основных причин переноса таможенного декларирования в ЦЭДы чаще других называют борьбу с коррупцией. Поскольку в ЦЭДах исключен контакт декларанта с инспектором, то, как бы, сама собой исключается возможность «договориться». Участник ВЭД экономит деньги, репутация таможни спасена. Причина, надо признаться, веская.
Но есть момент, от которого невозможно отмахнуться. Практика приплачивать инспекторам за выполняемую ими работу, - вещь довольно распространенная уже много лет и во многих местах. Причем, речь не идет о каких-то серых схемах, уходах от платежей, закрывании глаз на косяки в декларациях и тому подобных вещах. Нет. Как правило, платят просто так, как некий тариф. Даже не смотря на электронное декларирование и виртуальное общение. Это даже и не коррупция как бы, а скорее, неформальное государственно-частное партнерство: бизнес добровольно взял на себя софинансирование определенной части таможенных органов, той, с которой общается каждый день.
Все наверняка помнят прекрасную историю, произошедшую в 2016 году на Смоленской таможне. 95 конвертов с деньгами оказались в кабинках служебного помещения таможенников на Стабнинском таможенном посту. В результате двух коммерсантов осудили, двух начальников таможенных постов уволили «по собственному». Все остальные отделались беседами профилактического характера.
Опуская в сторону криминальную часть драмы, надо честно признать тот факт, что зарплаты таможенников, а в особенности госслужащих, сегодня не вызывают уважения к самой таможенной службе. Служба в таможне перестает быть престижной. Последний раз оклады госслужащих были увеличены год назад по Указу Президента на целых 4%. Оклад государственного таможенного инспектора центрального аппарата ФТС дорос до 4723 рублей, еще 2,5 оклада полагается в качестве ежемесячного поощрения. Итого около 16,5 тыс. рублей. Это ниже уровня МРОТ, установленного для Москвы и Санкт-Петербурга. Да, еще положены надбавки за классный чин, выслугу лет, сложность, где-то применяются районные коэффициенты, еще что-то, но целом, выше 30 тыс. вряд ли получится.
Обычно на этом месте оппоненты приводят аргумент: не нравится – ищи другое место. Все правильно. Те, кто уверен в себе, кто посильнее, уходят и находят себя на другом поприще. А кто ж тогда остается? Никчемные неудачники что ли? Не только. Есть люди, действительно любящие таможенное дело, для которых уровень зарплаты не на первом месте (и таких на самом деле много). Есть те, которым некуда идти, потому что другой работы нет (и таких мест в России немало). И наконец, есть те, кто любит половить рыбку в мутной воде (и таких примеров тоже полно).
Если государство не может достойно содержать тех, кто на него работает, оно должно быть готово к тому, что служащие найдут способ, как заработать денег. Факты о коррупции, не перестающие появляться в новостных лентах средств массовой информации – яркое тому подтверждение.
Нелепо звучит, но борясь с коррупцией на низовом уровне, ФТС рубит сук, на котором сидит. Ситуация, сложившаяся с кадрами в уже образованных ЦЭДах – тому подтверждение: люди не хотят работать в ЦЭДах. Укомплектованность таможенных органов должностными лицами в целом по ФТС на 1 января 2019 года составила 92,2%. Т.е. не хватает приблизительно 5000 человек. Не случайным образом прозвучало недавнее заявление Владимира Булавина о возможном переводе должностных лиц ЦЭДов в статус сотрудников. Попытка поднять престиж заслуживает внимания, однако, выглядит как-то неловко: мы вас лишим коррупционных денег, а взамен дадим погоны. Да и не стоит забывать, что помимо 16 запланированных ЦЭДов, в структуре ФТС еще есть больше 500 таможенных постов, на которых служат такие же люди. С ними как быть? Да и коррупция у нас проявляется отнюдь не только в связи декларанта и выпускающего инспектора.
Нет, этот текст не за коррупцию. Этот текст за уважительное отношение к труду инспекторов и за престиж таможенной службы. Нельзя начинать проведение масштабных реформ, не подумав о людях.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка