Как устроена коррупция: симбиоз таможен и СВХ на примере Смоленска
Оперативные мероприятия, проведенные на прошлой неделе в Смоленской таможне сотрудниками местного УФСБ, привели к возбуждению уголовного дела по ст. 291 ч.5 УК РФ. Под контролем оперативников директор неназванного ООО раскладывал по персональным кабинкам таможенников в служебной раздевалке конверты с купюрами на общую сумму 3 млн руб.Директора задержали, а 95 смоленских таможенников остались без очередного денежного вознаграждения.
Эта новость ожидаемо избежала центральных каналов, а ФТС, как всегда, скромно отмолчалась по этому пустяковому поводу. Хотя, если задуматься, случай − из рук вон. И не потому что таможенники находятся на содержании у коммерсантов, помимо государственного денежного довольствия получая еще и ежемесячную помощь от руководства терминала, предоставившего им служебные помещения и рабочие места. А потому что это сложившаяся система взаимоотношений, которая у всех на виду, к которой все привыкли, и никого особо это не беспокоит. Потому что так удобней. Всем.
Бизнес жалуется на коррупцию в Смоленском ЦЭДИ виновата в этом порочная организация таможенного дела. Государство в лице Федеральной таможенной службы организовало его таким образом, что без складской инфраструктуры невозможно проведение таможенного контроля. СВХ являются местами доставки товаров, здесь грузы находятся до выпуска в свободное обращение, тут осуществляются досмотровые операции, здесь же хранятся изъятые и задержанные товары. Поэтому логично, что на терминалах размещается личный состав таможенных постов. Со временем владельцы таможенных терминалов, конкурируя между собой, стали предлагать лучшие условия, как по услугам участникам ВЭД, так и по быту для таможенников. И, как бы то ни было, наличие таможенного поста на конкретном складе превратилось в главное конкурентное преимущество.
ФТС давно научилась искусно манипулировать товаропотоками. То через компетенцию, то через специализацию таможенных постов. То провозгласив Концепцию о переносе таможенного контроля в места, приближенные к границе. То мягко и ненавязчиво переделив ростэковские ресурсы. То обозначив курс на разделение функционала таможенных постов на документальный и фактический контроль. А то и просто работая по своим, таможенным, понятиям, где-то включая «зеленый свет», а где-то притормаживая таможенные операции. В результате такой кропотливой работы где-то убывает, а где-то прибывает. Посмотреть где прибыло, а где убыло – много ума не надо, сравнить терминальные ставки за обработку грузов, и картина, как на ладони.
К примеру, упомянутый Смоленский ЦЭД, расположенный на площадях компании «Альфа-Транс Терминал», за короткий срок стал лидером по количеству оформленных товарных партий в Смоленской таможне. ЦЭД сегодня оформляет больше, чем все остальные таможенные посты, вместе взятые. Кстати говоря, по оценкам участников ВЭД, пост вполне адекватный. В рекламной кампании возможностей ЦЭДа и терминала «Альфа Транс» принял участие даже сам начальник таможни Иосиф Лужинский, организовав для журналистов выездные пресс-туры.
Там, где товаропотоки, там и деньги, а деньгами, как известно, принято делиться. Внедрение электронного декларирования исключило непосредственные контакты между участниками ВЭД и инспекторами, и роль посреднической функции владельцев складов временного хранения несколько возросла. Вполне официально принимая плату от декларантов за терминальные услуги, частью заработанного «складские» делятся с таможенниками. И это ни для кого не секрет. Каков механизм распределения, а также размеры бонусов – зависит от конкретного места расположения таможенного органа, о чем хорошо осведомлены подразделения противодействия коррупции.
Кому помогает ФТС приказами об ограничении компетенции постов?Осведомлены, но бездействуют. Почему? Зарплаты таможенников, особенно госслужащих, действительно невысоки. Сегодня выпускник любого ВУЗа, без опыта работы, в крупном городе претендует на зарплату от 25 тыс. и выше. В таможне не всякий главный инспектор с выслугой более 10 лет получает столько. Более того, кризисные явления, происходящие в экономике, не дают оснований для оптимизма: в обозримом будущем денежное довольствие у служивых повышаться не будет. В этой связи финансовая подпитка от участников ВЭД выглядит неким актом гуманизма. Тем более что никто из инспекторов денег-то и не вымогает, они просто делают свою работу, что, скорее всего, и подтвердит начавшееся следствие по упомянутому инциденту.
Перекрой этот краник − и разбегутся все. В службе противодействия коррупции, видимо, это понимают и выполняют «план по посадкам», ловя за руку лишь отдельных персонажей. Это хорошо понимают и в руководстве ФТС. Поэтому всячески и поддерживают расплодившихся посредников, приглашая их на свои выставки, завлекая на проводимые встречи различных рабочих групп и советов, вручая ежегодные награды и дипломы. И такой конгломерат вполне эффективен как для тех, так и для других.
Потому что так удобней. Удобней делать вид, что проблемы-то никакой нет, что это единичный случай, да и вообще все не так, как пишут журналисты доверчивым читателям. Правда, ни один из руководителей ФТС ни разу не высказался перед прессой, что он думает о коррупции в таможенных органах. Не о тех неудачниках, которых поймали за руку на мелкой взятке, а о той системе, выстроенной за долгие годы, при которой всем выгодно, чтобы директор терминала раскладывал по кабинкам таможенников конверты согласно чину, должности и выслуге лет.
Оперативные мероприятия, проведенные на прошлой неделе в Смоленской таможне сотрудниками местного УФСБ, привели к возбуждению уголовного дела по ст. 291 ч.5 УК РФ. Под контролем оперативников директор неназванного ООО раскладывал по персональным кабинкам таможенников в служебной раздевалке конверты с купюрами на общую сумму 3 млн руб. Директора задержали, а 95 смоленских таможенников остались без очередного денежного вознаграждения.
Эта новость ожидаемо избежала центральных каналов, а ФТС, как всегда, скромно отмолчалась по этому пустяковому поводу. Хотя, если задуматься, случай − из рук вон. И не потому что таможенники находятся на содержании у коммерсантов, помимо государственного денежного довольствия получая еще и ежемесячную помощь от руководства терминала, предоставившего им служебные помещения и рабочие места. А потому что это сложившаяся система взаимоотношений, которая у всех на виду, к которой все привыкли, и никого особо это не беспокоит. Потому что так удобней. Всем.
И виновата в этом порочная организация таможенного дела. Государство в лице Федеральной таможенной службы организовало его таким образом, что без складской инфраструктуры невозможно проведение таможенного контроля. СВХ являются местами доставки товаров, здесь грузы находятся до выпуска в свободное обращение, тут осуществляются досмотровые операции, здесь же хранятся изъятые и задержанные товары. Поэтому логично, что на терминалах размещается личный состав таможенных постов. Со временем владельцы таможенных терминалов, конкурируя между собой, стали предлагать лучшие условия, как по услугам участникам ВЭД, так и по быту для таможенников. И, как бы то ни было, наличие таможенного поста на конкретном складе превратилось в главное конкурентное преимущество.
ФТС давно научилась искусно манипулировать товаропотоками. То через компетенцию, то через специализацию таможенных постов. То провозгласив Концепцию о переносе таможенного контроля в места, приближенные к границе. То мягко и ненавязчиво переделив ростэковские ресурсы. То обозначив курс на разделение функционала таможенных постов на документальный и фактический контроль. А то и просто работая по своим, таможенным, понятиям, где-то включая «зеленый свет», а где-то притормаживая таможенные операции. В результате такой кропотливой работы где-то убывает, а где-то прибывает. Посмотреть где прибыло, а где убыло – много ума не надо, сравнить терминальные ставки за обработку грузов, и картина, как на ладони.
К примеру, упомянутый Смоленский ЦЭД, расположенный на площадях компании «Альфа-Транс Терминал», за короткий срок стал лидером по количеству оформленных товарных партий в Смоленской таможне. ЦЭД сегодня оформляет больше, чем все остальные таможенные посты, вместе взятые. Кстати говоря, по оценкам участников ВЭД, пост вполне адекватный. В рекламной кампании возможностей ЦЭДа и терминала «Альфа Транс» принял участие даже сам начальник таможни Иосиф Лужинский, организовав для журналистов выездные пресс-туры.
Там, где товаропотоки, там и деньги, а деньгами, как известно, принято делиться. Внедрение электронного декларирования исключило непосредственные контакты между участниками ВЭД и инспекторами, и роль посреднической функции владельцев складов временного хранения несколько возросла. Вполне официально принимая плату от декларантов за терминальные услуги, частью заработанного «складские» делятся с таможенниками. И это ни для кого не секрет. Каков механизм распределения, а также размеры бонусов – зависит от конкретного места расположения таможенного органа, о чем хорошо осведомлены подразделения противодействия коррупции.
Осведомлены, но бездействуют. Почему? Зарплаты таможенников, особенно госслужащих, действительно невысоки. Сегодня выпускник любого ВУЗа, без опыта работы, в крупном городе претендует на зарплату от 25 тыс. и выше. В таможне не всякий главный инспектор с выслугой более 10 лет получает столько. Более того, кризисные явления, происходящие в экономике, не дают оснований для оптимизма: в обозримом будущем денежное довольствие у служивых повышаться не будет. В этой связи финансовая подпитка от участников ВЭД выглядит неким актом гуманизма. Тем более что никто из инспекторов денег-то и не вымогает, они просто делают свою работу, что, скорее всего, и подтвердит начавшееся следствие по упомянутому инциденту.
Перекрой этот краник − и разбегутся все. В службе противодействия коррупции, видимо, это понимают и выполняют «план по посадкам», ловя за руку лишь отдельных персонажей. Это хорошо понимают и в руководстве ФТС. Поэтому всячески и поддерживают расплодившихся посредников, приглашая их на свои выставки, завлекая на проводимые встречи различных рабочих групп и советов, вручая ежегодные награды и дипломы. И такой конгломерат вполне эффективен как для тех, так и для других.
Потому что так удобней. Удобней делать вид, что проблемы-то никакой нет, что это единичный случай, да и вообще все не так, как пишут журналисты доверчивым читателям. Правда, ни один из руководителей ФТС ни разу не высказался перед прессой, что он думает о коррупции в таможенных органах. Не о тех неудачниках, которых поймали за руку на мелкой взятке, а о той системе, выстроенной за долгие годы, при которой всем выгодно, чтобы директор терминала раскладывал по кабинкам таможенников конверты согласно чину, должности и выслуге лет.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка