Как ФТС рассчитывает эффективность таможенных досмотров
Продолжаем знакомить читателей с методиками расчетов контрольных и прочих показателей эффективности таможенных органов. В предыдущей статье мы рассказали вам, как таможенники рассчитывают сроки выпуска. На сроки выпуска влияют проводимые таможней меры таможенного контроля, в частности, таможенные досмотры. По заявлениям руководителей ФТС, доля таможенных досмотров в отношении декларируемых партий снизилась в 2018 году до 1,6% по импорту и 0,5% по экспорту.
Согласно приказу ФТС от 26.12.2018 №2131 установлены контрольные показатели для РТУ и таможен непосредственного подчинения. По приказу доля таможенных досмотров по импорту должна составлять не более 6,8% по экспорту не более 1,4%. В общем, стремиться в этом плане ФТС некуда, показатели и так выполняются с большим запасом.
Сразу уточним, что в ФТС берет в расчет только досмотры при таможенном декларировании с подачей декларации на товары. Данные берутся из ЕАИС таможенных органов, куда они попадают из отчетов о результатах применения мер по минимизации рисков, заполняемых инспекторами при выпуске декларации. Дальше просто: декларации с мерой в отчете «109» делятся на количество оформленных деклараций и полученный результат умножается на 100.
Можно ли каким-то образом исказить долю досмотренных партий? Можно, если досмотр назначен в рамках других таможенных операций. Например, при открытии/закрытии процедуры транзита, или при временном хранении. Второй, более распространенный способ: вместо таможенного досмотра проведен осмотр по инициативе декларанта с обеспечивающей мерой в виде таможенного наблюдения. Впрочем, как правило, зачастую это делается ради выполнения другого контрольного показателя – эффективности таможенных досмотров.
В этом ключе главное – понять, что таможенники считают эффективным таможенным досмотром. Ответ на этот вопрос дает Приложение 30 к упомянутому выше приказу. «Для целей расчета показателя используются все коды результатов применения мер по минимизации рисков за исключением кода 00 (результат неизвестен либо не определен) и кода 10 (применение меры по минимизации рисков не привело к какому-либо результату)», - гласит документ. Упомянутые коды скрыты приказом ФТС от 18.05.2018 №700дсп (инструкция по рискам), доступа к которой у нас, разумеется, нет. Однако, есть основания полагать, что они не претерпели больших изменений с момента действия старой инструкции по рискам.
Так вот, согласно классификатору результатов применения мер по минимизации рисков, утвержденного в 2014 году, кроме кодов 00 и 10, есть еще 31 код результата применения мер. Смысла описывать их нет, но проще сказать, что любое незапланированное движение с ДТ (обеспечение уплаты, назначение экспертизы, отказ или отзыв ДТ, КДТ, КТС на любую сумму, изменение кода или страны происхождения и т.д.), неважно было оно связано с административным нарушением или нет, ведет к результативности таможенного досмотра.
Далее все просто. Т.н. «эффективные» досмотры делятся на все и результат умножается на 100. При том, что ФТС установлено значение показателя эффективности в 26%, выполнить его не так уж и трудно. Гораздо сложнее с эффективностью профилей рисков. Но об этом - в другой раз.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка