Мнения

ТОП-5 таможенных нововведений года

 

«Маленькие изменения сути значимее,

чем постоянная работа над оболочкой».

Ф.Якимчук

Заканчивается 2018 год. Он был достаточно богат на таможенные нововведения, все упомянуть невозможно, поэтому остановимся на самых главных.  

1. Новое таможенное законодательство

С 1 января вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, а с 4 сентября – Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Параллельно, и ЕЭК, и ФТС вели работу по приведению в соответствие подзаконных актов. Оба документа внесли ряд существенных изменений, направленных на улучшение таможенного администрирования. В частности, по срокам выпуска, отсутствия необходимости предоставления документов одновременно с декларацией. Есть некоторые послабления в реестровой деятельности, закреплен приоритет электронного декларирования над бумажным и многие другие. Не смотря на то, что по степени влияния на бизнес-процессы изменения в основных НПА должны быть на первом месте, участники ВЭД не отмечают существенных изменений в своей деятельности.

2. Электронные таможни

Модное слово «цифровизация» добралось до реформирования структуры таможенных органов. На десятом году существования интернет - декларирования ФТС решилась на создание электронных таможен. Согласно доктрине, 16 точек оформления (8 электронных таможен и 8 специализированных ЦЭДов) должны сконцентрировать 95% декларационного массива уже через два года. В этом году часть работы уже проделана: три электронных таможни (ПЭТ, УЭТ И СКЭТ) и три ЦЭДа (Владивостокский, Новороссийский и Калининградский) с осени работают по новым правилам, и уже оттянули на себя от 80 до 97% региональных объемов декларационного массива, остальные – на низком старте. Участники ВЭД недовольны происходящим, отмечая существенно удлинившиеся сроки выпуска в новых структурах.

3. Соответствие техрегламентам

Первая половина года прошла под знаком борьбы с маркировкой ЕАС. Точнее, с ее отсутствием на тех товарах, где она должна быть. Таможенники нещадно штрафовали незадачливых коммерсантов, кто-то успел построить на этом бизнес, кто-то коррупционную схему. В итоге ФТС под давлением бизнес-сообщества вынесла вердикт: отсутствие маркировки не является административным правонарушением. Бизнес облегченно вздохнул, кто-то откровенно расстроился, но в итоге пар был выпущен, и вопрос ушел из повестки дня.

Но тут пришла новая беда. Во втором полугодии ФТС решила развить историю в другом русле, и ужесточила правила игры. Есть сертификат/декларация о соответствии требованиям технических регламентов? – покажи декларацию на ввоз образцов для целей исследования. Все логично. Да и контор, которые выдавали документы не глядя, развелось настолько неприлично много, что кто-то где-то решил, что уже хватит. Участники ВЭД думают, как пережить нововведения, но уже ясно, что процедура получения документов о соответствии явно усложнилась, что отразилось и на сроках, и на деньгах, и на нервах.

4. ЕЛС

Идею Единого лицевого счета начали реализовывать в прошлом году, но характерным моментом было то, что в этом году добровольный порядок перехода на ЕЛС сменился недобровольным. К концу следующего квартала ФТС планирует перевести на ЕЛС абсолютно всех участников. Спрашивать уже никто никого не станет. Через единые лицевые счета в общей массе было переведено в бюджет уже более 4 трлн. рублей и эксперимент в ведомстве сочли удачным. В целом, участники ВЭД одобряют нововведение, находят использование ЕЛС достаточно удобным, если бы не некоторые технические накладки, которые иногда очень дорого обходятся декларантам.  

5. Автоматизация декларирования

Нововведением назвать это тоже сложно, но не упомянуть нельзя, поскольку это важный тренд. Доля автоматически зарегистрированных деклараций под конец года составила 40%, что само по себе приятность. С автовыпуском дела похуже, экспорт/импорт - всего около 6%. Впрочем, этот вопрос напрямую связан с категорированием участников ВЭД, точнее, с компаниями низкого уровня риска, поскольку только им доступно счастье автовыпуска. С вопросом категорирования в уходящем году импортеров  однажды «тряхануло»: ФТС перестроила алгоритмы расчетов критериев и что-то пошло не так, потому что на досмотры попали даже самые добросовестные из числа «крупняков». Тем не менее, цифра в 8000 организаций с низким уровнем риска уже стала реальностью, на них уже приходится 66% поданных ДТ и 80% уплаченных платежей. Но будет ли ФТС дальше наращивать количество – очень сомнительно, поскольку где-то «потерялось» 5,5 млрд. рублей, неуплаченных компаниями из «зеленого сектора».  

Можно было б упомянуть еще почти доведенное до 100% электронное декларирование транзита, эксперимент с навигационными пломбами, получение таможенниками права на остановку транспортных средств, отмену кнопок ГЛОНАСС для физлиц Приморья, и еще много чего. Но еще успеем. В общем, все идет по плану.           

Понравился материал? Поддержи Провэд News!