Сколько сомнительных транзакций обнаружил Центробанк в 2017 году?
Центробанк продолжает бороться с сомнительными транзакциями через банки и впервые опубликовал итоги подобных операций в прошлом году. Насколько велики масштабы?
Незаконная обналичка
В 2017 году Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка выявил множество сомнительных транзакций, проводимых кредитными организациями и их клиентами. Совокупная сумма таких операций за год достигла внушительной отметки в 422 млрд рублей. Много ли это? Для сравнения: в прошлом году мы потратили из федерального бюджета на здравоохранение на 12% меньше этой суммы и примерно на треть меньше – на образование.
Самая крупная категория сомнительных транзакций – незаконный перевод безналичных денежных средств в наличные с целью хищения или уклонения от уплаты налогов. Проще говоря, «обналичка». Сумма таких операций достигла внушительных 326 млрд рублей, следует из данных Центробанка. Почти половина из них пришлась на обналичивание средств со счетов физических лиц и их платежных карт (152 млрд рублей).
Обналичивание денег через физлиц – это один из самых популярных и дешевых способов обналички. Часто используется схема, когда деньги сначала переводятся на счета фирмы-однодневки, а затем перекидываются на карту физических лиц. Затем граждане за определенный процент буквально ходят по городу с пачкой карт и снимают деньги.
Другой почти настолько же популярный способ – выдача денег «на прочие цели» и по платежным картам юридических лиц. Таких транзакций Центробанк насчитал на 135 млрд рублей, что составляет 41% от всего объема сомнительного обналичивания средств. Юридические лица имеют право получить «живые» деньги в разных случаях: выделить с расчетного счета средства на хозяйственные нужды, давать наличными зарплату, командировочные, выплачивать подотчетные или представительские расходы, платить дивиденды или выдать наличными займ. Однако под видом таких расходов может скрываться и обналичка.
Помимо оплаты услуг, которые по факту никто не предоставлял, и приобретения товаров по завышенным ценам мошенники используют и другие способы, например, закупку скоропортящейся сельскохозяйственной продукции, которую легко списать или короткие сделки, где сумма штрафов за просрочку может превышать стоимость контракта.
Интересно, что индивидуальные предприниматели, которых глава Сбербанка Герман Греф называл «фабрикой по отмыванию доходов», заняли лишь скромные 5% от сомнительных транзакций. Объем обналичивания средств через них составил только 15 млрд рублей.
В прошлом году Центробанк значительно усилил контроль за обналичиванием средств. Чтобы контролировать и блокировать все сомнительные транзакции ведомство выпустило специальные методические рекомендации для банков, в которых содержались критерии «подозрительности». В случае если сама фирма, либо конкретная операция попадает хотя бы под один из критериев, банк ее блокирует и заносит клиента в «черный список». К концу 2017 года в списках состояло уже более полумиллиона клиентов, в числе которых оказалось и множество честных компаний.
Впрочем, и сами банки не просто так блокируют всех без разбора, они опасаются крупных штрафов. Зампред Банка России Дмитрий Скобелкин заявил, что Центробанк в 2017 году накладывал более 10 раз крупные штрафы на банки за проведение сомнительных операций. Их стоимость исчисляется миллиардами рублей. Он также подчеркнул, что штрафы в будущем могут вырасти в десятки раз.
Незаконные переводы за рубеж
Незаконный вывод денег за границу – не менее популярная мошенническая схема. По данным Центробанка, в 2017 году сомнительные операции помогли вывести за рубеж 96 млрд рублей. Больше всего денег было выведено посредством авансирования импорта товаров, что составило почти четверть от всех выведенных за рубеж средств – 23 млрд рублей. Суть этой схемы состоит в том, что российская компания платит аванс за товар иностранному контрагенту, а срок исполнения обязательств составляет 5-10 лет. При этом фактически, товар никуда не поставляется, а деньги выводятся из России.
В 2014 году Центробанк приравнял авансовые платежи к сомнительным операциям, однако, как показывает статистика, эта жесткая мера эффективной не стала. Часто схема реализуется посредством фирм-однодневок, и это позволяет недобросовестным компаниям избегать наказания.
Не менее популярна и друга схема – деньги переводятся не за товары, а за услуги, доказать исполнение которых не представляется возможным. Сумма операций по ним превысила 21 млрд рублей, а их доля составила 22% от общего числа переводов за границу.
Еще 20% транзакций за рубеж пришлись на переводы по исполнительным документам через Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Это сравнительно новая схема, которая заключается в том, что два юридических лица (российская компания и зарубежная) договариваются о взыскании долга через третейские суды путем заключения мировых соглашений. Суд устанавливает, что российская компания обязана погасить задолженность в пользу зарубежной компании. Зарубежная компания обращается в ФССП, которая и начинает исполнительное производство. Естественно, чтобы замести следы, в процессе участвуют однодневки. Как показывает статистика, подобная схема набирала обороты: в 2016 году так было выведено за рубеж 16 млрд рублей, а в 2017 году – уже 19 млрд рублей.
Еще 13 млрд рублей за границу было выведено с помощью сомнительных сделок с ценными бумагами. Российская компания покупала акции или облигации, а права на них учитывались в другой юрисдикции. Затем ценные бумаги продавались, однако деньги оставались уже на иностранных счетах.
Еще столько же – 13 млрд рублей – было выведено при расчетах за импорт товаров внутри ЕАЭС. После присоединения Армении и Киргизии Центробанк сообщил о том, что случаи вывода средств участились. Импортеры пользовались отсутствием границ и таможенного контроля и создавали лишь видимость ввоза товаров по документам – на самом деле деньги выводились за рубеж. В качестве главных факторов риска Центробанк отмечал отсутствие информации о товаросопроводительных документах в базах данных и нахождение получателя средств за пределами Армении или Киргизии.
Рискованные транзакции
Помимо объемов обналички Центробанк опубликовал структуру транзитных операций повышенного риска. Проще говоря, это операции, которые предшествуют обналичиванию и выводу денежных средств и часто сопровождаются сменой оснований, входящих и исходящих платежей, либо ухода от уплаты НДС.
На продажи денежной наличности торговыми и туристическими компаниями в совокупности приходится 40% сомнительных операций. Магазины и турфирмы, которые в больших количествах принимают наличные от своих клиентов, – рядовых граждан – становятся своего рода агрегаторами и затем перепродают неучтенные наличные деньги на черном рынке с наценкой.
В число рискованных операций попали закупки металлолома и ювелирных изделий, при которых происходит «оптимизация» налогообложения, а простыми словами – уклонение от уплаты налогов, в частности, НДС. Из-за особенностей начисления НДС, а точнее, ряда случаев, когда его платить не нужно, такие операции привлекают мошенников и занимают еще 11% от всех операций повышенного риска, за которыми следит Центробанк.
С каждым годом появляются все новые и новые способы обналички средств и незаконных транзакций. Но Центробанк планирует с ними бороться и регулярно проводить встречи с руководителями банков, курирующими подразделения финансового мониторинга, где планируется «информировать представителей кредитных организаций о новых схемах сомнительных операций и поведенческих моделях их клиентов, а также предоставлять рекомендации по противодействию сомнительным операциям».
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка