Как китайские фрукты и овощи завоевали российские прилавки
Три года назад Россия ввела продовольственные антисанкции и запретила ввозить продукты питания из Европы, США и других стран. Позднее под запретом оказались и турецкие товары, занимавшие внушительную долю российского рынка. Замена санкционке нашлась довольно быстро. Китайские фрукты и овощи буквально захватили наши прилавки. Как это произошло?
Импорт на опережение
Китай нам известен, прежде всего, как гигантская «мировая фабрика». Из Поднебесной к нам везут одежду, электронику, оборудование, стройматериалы и всевозможные потребительские товары. А вот как крупнейший поставщик продуктов питания на российском рынке Китай проявил себя не так давно – всего два-три года назад. Долгое время на наших прилавках были овощи и фрукты в основном из стран СНГ, Европы и Турции. Однако продовольственное эмбарго открыло дорогу китайским производителям.
По данным Федеральной таможенной службы России, в 2014 году РФ импортировала 9068,2 тысячи тонн фруктов и овощей, при этом на Китай пришлось 9,6% от этого объема. После того, как стали действовать торговые ограничения и резко снизился курс рубля, объем импорта плодоовощной продукции сократился. В 2016 году мы импортировали фруктов и овощей на четверть меньше – 6696,01 тысячи тонн, но при этом доля китайской продукции выросла до 11%.
Особенно велика доля китайской продукции по овощам. В первом полугодии 2017 года она достигла почти 20%, а по отдельным товарам показатели еще выше.
Потенциал у Поднебесной огромен. Страна выращивает до 60% мирового объема овощей и 30% фруктов. Для сравнения, одного только картофеля китайцы собирают около 60-70 млн тонн, что в три раза больше, чем в России. При этом перечень растений, которые культивируются в стране, шире, чем во многих других странах, благодаря климату и применению различных технологий. Китай поставляет свою продукцию в Европу, США, страны Латинской Америки, а теперь и в Россию.
Китайцы вытесняют конкурентов
После того, как стало действовать эмбарго, китайцы уверенно начали увеличивать свое присутствие на российском рынке по многим видам продукции. Самый ощутимый рост произошел по томатам, где доля китайской продукции возросла с 11% до 21%. По кабачкам и баклажанам доля выросла с 11% до 24%, по моркови и съедобным корнеплодам – с 16% до 26%, по капусте – с 25% до 39%.
По некоторым отдельным видам продукции Китай и вовсе можно назвать монополистом. Так, например, вместо Турции, товары которой оказались под запретом, тыквы и кабачки теперь к нам везутся из Поднебесной. Китайцы поставляют 65% всей продукции. Еще большую долю китайцы заняли по чесноку. По данным ФТС России, она составляет почти 80%. Кроме того, на Китай приходится 38% всей ввозимой спаржи и 28% импортных персиков.
Импортеры неспроста все больше обращают внимание на китайскую продукцию. Одна из главных причин растущей популярности китайской продукции – это ее цена. Местные производители готовы предложить товар дешевле своих конкурентов из других стран. К тому же китайцы не брезгуют использовать всевозможные удобрения, стимуляторы роста и прочую химию, благодаря чему получают не только рекордные урожаи, но и продукцию, которая может ехать, а затем и храниться месяцами без какого-либо видимого ущерба. При этом наш Россельхознадзор, который всегда с особой бдительностью относится к плодоовощной продукции из Турции, Египта, Нидерландов и то и дело находит цветочный трипс и других вредителей, к китайским товарам придирается не так уж и часто.
Сделано китайцами
Китайской продукции на российских прилавках гораздо больше, чем показывает таможенная статистика. В последние десять лет китайцы активно выращивают продукцию на территории нашей страны. Началось все с Дальнего Востока, теперь такие хозяйства есть и на юге страны, и в Центральной части России. Особенно много их в Сибири и на Урале. Строится и множество нелегальных теплиц. Сколько в стране таких хозяйств, органы статистики подсчитать не берутся, поскольку многие из них создаются на арендуемых землях у российских владельцев. Однако масштабы такой экспансии видны невооруженным глазом – китайские общины есть почти в каждом сельскохозяйственном регионе, а в крупных хозяйствах работают сотни человек. Только в одной Волгоградской области площадь таких хозяйств оценивается в 30 тысяч гектаров.
Урожайность в китайских хозяйствах в разы больше, чем у наших фермеров даже в северных регионах, а стоимость в разы ниже. Китайцы и у нас используют всевозможные удобрения и стимуляторы роста, причем в таких количествах, что не на шутку этим беспокоят не только местных жителей и экологов, но и региональные отделения Россельхознадзора. Так, например, этим летом сотрудники отделения ведомства в Екатеринбурге выявили, что в образцах почвы из Ржевского района норма агрохимикатов была превышена в 256 раз.
Однако гораздо чаще местные власти закрывают глаза на китайские сельхозугодья, независимо от их ущерба для местной экологии, а на высшем правительственном уровне даже поддерживают. Чиновники то и дело рапортуют о колоссальных инвестициях из Китая в сельское хозяйство России. Еще в марте 2016 года министр сельского хозяйства КНР Хань Чанфу отметил, что сельское хозяйство – важное направление сотрудничества России и Китая, поддерживаемое на самом высоком уровне, на котором наши страны уже достигли некоторого успеха и которое необходимо всячески развивать за счет взаимных инвестиций и торговли.
С точки зрения статистики, китайские огурцы и помидоры – это вклад в наше же импортозамещение. Показатели и цифры здесь, увы, намного важнее, качества и безопасности того, что мы едим.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка