Импорт пальмового масла идет на рекорд: где мы покупаем этот продукт?
Россия резко увеличила импорт пальмового масла и его фракции. С января по февраль текущего года ввоз данной продукции на российский рынок вырос на 36,7% – до 170 тысяч тонн, пишет ТАСС со ссылкой на Росстат. Где мы покупаем этот продукт?
Внешняя торговля России в первые месяцы нового года редко может похвастаться ростом. Длительные праздники обычно тормозят торговые потоки, и статистика идет на спад. Но пальмовому маслу все ни по чем. С января по февраль 2018 года мы закупили 170 тысяч тонн пальмового масла. По сравнению с теми же месяцами предыдущего года импорт увеличился на 36,7%. А только лишь за один февраль поставки выросли на рекордные 44,1% – до 97 тысяч тонн.
Впрочем, такой резкий рост едва ли можно считать неожиданным. После того, как Россия ввела продуктовое эмбарго и начала «импортозамещение», поставки пальмового масла стали увеличиваться. Во многом этому способствовала нехватка товарного молока.
Если еще в 2014 году импорт пальмового масла в РФ составлял 706,3 тысячи тонн, или $642,2 млн, то к концу 2017 года – уже 891,6 тысячи тонн, или $702,1 млн.
За последние четыре года объем ввоза пальмового масла в Россию вырос более чем на четверть. Пальмовому маслу не смогли помешать ни падение курса рубля, ни снижение темпов промышленного производства, ни сокращение потребительского спроса. Скорее, наоборот, поставки пальмового масла стали все больше расти с тех пор, как импортная молочная продукция все больше дорожала для российских импортеров. Кроме того, сегодня пальмовое масло стоит дешевле и своих растительных собратьев: в среднем оно в 4-5 раз дешевле оливкового масла, в 2 раза – кокосового, в 1,5 раза – соевого.
Интересно, что и само пальмовое масло, которое мы покупаем, тоже постепенно дешевело. Так, например, в 2013 году, по данным ФТС, средняя импортная цена составляла около $931,9 за тонну, в то время как к концу 2017 года стала составлять $787,4 за тонну.
География поставок постепенно меняется в пользу стран с более дешевым пальмовым маслом. В 2013 году 77% поставок данного товара приходилось на Индонезию, почти 10% – на Нидерланды, 8,6% – на Малайзию, 2,3% – на Германию.
В 2017 году по-прежнему главным поставщиком была Индонезия, но ее доля увеличилась до 82,3%. Мы закупили в этой стране 734,2 тысячи пальмового масла на $551,8 млн. Индонезия остается страной с наиболее низкими ценами. В среднем она продает нам масло на 10-20% дешевле, чем другие крупные поставщики. На втором месте – Малайзия с объемом поставок в 76,8 тысячи тонн и долей в 8,6%. На третьем – Нидерланды с долей в 5,8%: здесь мы в прошлом году купили 52,3 тысячи тонн пальмового масла.
Среди других – менее крупных поставщиков – такие государства, как Украина, Швеция, Германия, Италия, Бельгия, Швейцария, Нигерия, Сингапур и другие. В совокупности на них приходится только 3,1%.
В поставках в январе-феврале 2018 года сохранились те же тенденции: преобладало индонезийское масло – на него пришлось 81,4% всех поставок, а также продукция Малайзии (11,9%) и Нидерландов (5%).
Если к концу года темпы января-февраля сохранятся, то общий объем импорта пальмового масла по итогам 2018 года в в физическом выражении превысит 1,1 млн тонн.
Много ли это? Можно сравнить с другими продовольственными категориями. Как уже отмечалось, импорт пальмового масла по итогам прошлого года составил 891,6 тысячи тонн. А совокупный импорт жидкого, сухого и сгущенного молока и сливок составил только 441 тысячи тонн, общий импорт сливочного масла – 98 тысяч тонн, сыров и творога – 203 тысячи тонн, свинины – 296 тысяч тонн, а замороженной говядины – 363 тысячи тонн. Пальмовое масло – одна из самых крупных статей нашего импорта, и по весу ее могут превысить немногие группы продовольствия. Например, цитрусовые (1,6 млн тонн) и бананы (1,5 млн тонн).
Впрочем, не все ввозимое пальмовое масло остается в России: 28 тысяч тонн мы продаем в другие страны. Тем не менее даже при таком раскладе получается, что в год на одного жителя РФ, включая младенцев, приходится почти по 6 кг пальмового масла.
Ранее сообщалось, что сыроподобные продукты, которые содержат от 50 до 100% растительных жиров, могут попасть под запрет. Если подобные меры будут приняты, это скажется на импорте пальмового масла. Также идут разговоры о возможном квотировании.
«Сейчас инициируем в ЕЭК процесс, чтобы ввести квотирование ввоза пальмового масла, причем сразу на всю территорию ЕАЭС, чтобы не получилось так, что Россия у себя введет, а другие страны начнут увеличивать поставки в десятки раз», – заявил в конце марта заместитель главы Минсельхоза Евгений Непоклонов.
Подобные разговоры появляются ежегодно, однако пока реальных механизмов ограничения как не было, так и нет.
Фото: pixabay.com
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка