Импорт пряностей в Россию вырос, но они продолжают дорожать
Пряности и приправы прочно вошли в нашу жизнь – без них сегодня не обходится практически ни одно блюдо. Но с каждым годом они дорожают все больше, и за последние пару лет стали одними из лидеров по темпам роста цен. По данным Росстата, соусы и специи за 2015 год подорожали к предыдущему году на треть, а за восемь месяцев 2016 года цены подросли ещё на 9%.
Виновата в этом сильнейшая зависимость российского рынка от зарубежных поставок. Почти все пряности и готовые приправы, которые сегодня мы видим на полках магазинов - импортного производства, или сделаны из импортного сырья. Несмотря на то, что они не попали под действие продовольственного эмбарго, низкий курс рубля сделал их закупку значительно дороже.
Несмотря на девальвацию, импорт набирает обороты
По данным Федеральной таможенной службы, за январь-июль 2016 года в Россию было ввезено 18,12 тысяч тонн специй общей стоимостью на 51,12 млн долларов, что больше, чем за аналогичный период прошлого года на 19% и 28% соответственно.
Для российского покупателя импортные пряности дорожают не только по причине девальвации. В последние годы во всем мире наблюдается рост цен на различные виды пряностей, в том числе перец – основной импортируемый товар, который подорожал из-за сокращения урожая в Бразилии и Индонезии.
Рекордный рост показали цены на ваниль, увеличившись за год в три раза, а за последние четыре года – в десять раз. Сегодня на рынке наблюдется дефицит качественного сырья из-за сокращения урожаев в Мексике и на Мадагаскаре. Подстёгивает цены и спрос со стороны таких гигантов пищевой индустрии, как Nestle и Whole Foods Market, которые пытаются переходить на натуральные ароматизаторы в своем производстве.
Несмотря на увеличение цен, рост импорта пряностей в Россию прослеживается на протяжении последних полутора лет. Далеко не все из них поставляются непосредственно для потребительского рынка. Сегодня повышенный спрос обусловлен растущими потребностями отечественной пищевой промышленности - производителей мяса и колбас, консервированных фруктов и овощей, хлебобулочных изделий и другой продукции.
Среди основных пряностей больше всего в Россию поставляется перца. В январе-июле 2016 года его импорт составил 8,475 тысяч тонн, превысив аналогичный период прошлого года на 17%. Почти столько же в Россию ввозится имбиря, шафрана, куркумы, лаврового листа и других пряностей товарной позиции 0910 ТНВЭД ЕАЭС – 7,677 тысяч тонн (+16,5%). В свою очередь, небольшое снижение поставок произошло лишь по таким товарам, как ваниль, мускатный орех, мацис и кориандр.
Основным поставщиком при этом выступает Китай, который импортировал в Россию 6,698 тысяч тонн пряностей, увеличив поставки на 31,8%. Рост демонстрируют и другие крупнейшие поставщики – Вьетнам (+42,3%), Индия (+52,3%), Грузия (+10,7%). Импорт из Узбекистана увеличился почти в четыре раза. Россия, кроме перца, стала больше ввозить семян аниса, бадьяна, кориандра и тмина.
Однако есть и свои аутсайдеры. На 90% упал импорт из Беларуси, составив всего лишь 60,99 тонн, а также Бразилии (-35%). Стоит добавить, что российский импорт с каждым годом все больше смещается в сторону азиатских стран за счет сокращения поставок из Европы.
Отечественные пряности едут за рубеж в ущерб российскому рынку
Впрочем, рост мировых цен и девальвация – не единственные причины, которые приводят к росту цен на пряности. Несмотря на то, что доля импортной продукции на рынке велика, не стоит забывать и о нашем производителе. Эксперты оценивают долю отечественной продукции в 20-30%. Основные производители пряностей базируются в Краснодарском крае, Ростовской и Пензенской областях и на Ставрополье. Российские фирмы имеют потенциал, и способны занимать большую долю на рынке, однако с падением курса рубля, они стали все больше ориентироваться на экспорт.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся возможности, российские производители также ориентируются на экспорт сырья, нежели готовой продукции. По данным Федеральной таможенной службы, экспорт пряностей из России за семь месяцев 2016 года увеличился почти в три раза по стоимостному объему до 24,1 млн долларов, и в 7,6 раз по физическому объему до 38,9 тысяч тонн. Резкий рост начался с лета прошлого года, после того, как российская валюта начала терять в цене.
Важно отметить, что физические объемы экспорта превышает импорт более чем в два раза (38,9 тысяч тонн против 18,12 тысяч тонн) но по стоимости, они вполовину меньше (24,1 млн долларов против 51,12 млн долларов). Это происходит потому, что Россия вывозит за рубеж необработанные и недробленые зерна кориандра и других специй. При этом география российского экспорта достаточно широка – от Восточной Европы и стран СНГ, до азиатских стран, таких как Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия и Непал. В свою очередь, из этих стран обратно ввозится уже переработанная продукция.
К сожалению, успехи на внешнеторговой арене негативно сказываются на простых потребителях, поскольку также способствуют росту цен на внутреннем рынке. Это в совокупности с падением реальных доходов населения приводит к сокращению спроса – специй и пряностей покупают всё меньше. По оценке игроков рынка, доля специй и приправ в потребительской корзине россиянина сократилась почти вдвое. Наряду с этим падает и качество продукции. Часто производители используют сырье более низкого сорта, но нередко молотые специи и приправы содержат заменители: муку, крахмал, дробленый рис, золу, манку, и другие добавки.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка