Обзор российской розничной торговли в 2015 году: кризис выталкивает малый бизнес
Закрытые павильоны на рынках и пустующие магазины в торговых центрах сегодня стали уже привычным явлением. Предприниматели закрываются повсеместно – кто-то просто вынужден искать более людные места, кто-то уходит в тень, не выдерживая возросшей нагрузки, а кто-то полностью прекращает свою деятельность.
По оценке Минэкономразвития, оборот стал беспрецедентно низким за всю историю наблюдения с 1970 года. Это связано с тем, что сегодня изменился вектор поведения населения – на фоне низкого курса рубля потребление сменилось сбережением. По сравнению с 2014 годом, общий объем средств, которые люди тратят на товары и услуги, вырос только на 5% по сравнению с прошлым годом, в то время как сбережения увеличились в 1,5 раза. Потребительская активность при этом стала меньше, чем три года назад.
По итогам 2015 года оборот розничной торговли составил 27,6 трлн рублей, что в сопоставимых ценах составляет 90% к показателям 2014 года.
При этом наибольшее снижение в 15,3% было зафиксировано к концу года – в декабре, когда по традиции растет объем предпраздничных закупок.
Сильнейший спад затронул непродовольственные товары – падение курса рубля привело к подорожанию импортных закупок, наибольшую долю которых составляет техника и изделия легкой промышленности. Так, продажи телевизоров, фотоаппаратуры и персональных компьютеров рухнули к концу года на 25-30%.
Однако падение спроса – далеко не единственная проблема предприятий розничной торговли. По результатам исследования Росстата, негативные тренды, сопутствующие деятельности большинства компаний, усилились. С 30% до 34% выросла доля компаний, которые сталкиваются с недостатком финансовых средств, 69% респондентов отмечают значительный рост конкуренции, а 50% пожаловались на высокий уровень налогообложения. Значительно увеличилось число компаний, у которых сократились инвестиции на расширение деятельности, снизилась численность работников и сократился ассортимент товаров.
Сегодня индекс предпринимательской уверенности в отрасли не только стал отрицательным, но и принял рекордно низкие значения со времен экономического кризиса 2008-2009 годов. При этом ожидания респондентов на будущее тоже пока не вышли в плюс, и это выглядит весьма обоснованно – курс рубля по-прежнему невысок, а реальные доходы населения продолжают снижаться.
Многие компании сегодня едва справляются с возросшими налогами и административной нагрузкой и вынуждены закрываться либо вести деятельность нелегально - без регистрации. Несмотря на то, что на протяжении всего прошлого года власти постоянно говорили о поддержке бизнеса, на практике выросли прямые и косвенные налоги, а государственное администрирование стало ещё жёстче.
Так, среди основных нововведений стоит отметить торговый сбор, который был введен с 1 июля 2015 года в Москве и в будущем появится в других городах России. Законом были установлены фиксированные ставки налогов, уплачиваемые независимо от оборота, которые должны платить предприниматели ежеквартально. Если крупные и средние предприятия торговли почти не ощутили потерь, то для малых предприятий это стало настоящей катастрофой. За прошедший год возросли и другие выплаты, в частности тарифы отчислений в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, на 7,5% увеличились коэффициенты-дефляторы по ЕНВД, что также привело к ощутимому росту платежей. К концу года власти и вовсе задушили ритейлеров, когда ввели систему платы за проезд большегрузов по дорогам федерального значения. Уже в первые месяцы своего действия «Платон» привел не только к перебоям с поставками, но и к росту цен на товары. По оценкам ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), себестоимость грузоперевозок для ритейла выросла на 14%.
Проблема роста налогов для отечественной розницы не единственная. Помимо многочисленных изменений по части оформления отчетности, к предпринимателям заметно усилился интерес со стороны проверяющих органов.
Так, например, Роспотребнадзор осуществил 60,2 тысячи проверок торговых организаций (+6,15%) и выявил 52,8 тысяч административных правонарушений (+11,1%). Другие контрольные органы тоже стараются всеми силами выполнить планы - за прошедший год Россельхознадзор, ФТС и даже прокуратура заметно увеличили число проводимых проверок. Сотрудники ищут продукцию, попавшую под действие продовольственного эмбарго, турецкий текстиль и другие товары, оказавшиеся под всевозможными торговыми ограничениями.
В результате ситуация на рынке продолжает меняться в худшую сторону – по данным Росстата на 1 января 2016 года, в сфере розничной торговли было зарегистрировано 1418,7 тысяч предпринимателей (-1,3% по сравнению январем прошлого года), и с каждым годом их численность все больше и больше сокращается. Стоит также отметить, что среди всех предпринимателей страны именно на розницу приходится подавляющее большинство – доля ИП, занятых в розничной торговле, составляет 38,4%.
Ещё более драматично складывается ситуация для лиц, торгующих на розничных рынках и ярмарках. Несмотря на то, что их доля в общем обороте торговли невелика - 7,3%, для многих регионов основным местом покупки потребительских товаров остаются именно такие места. Например, в Дагестане, Якутии, Сахалинской области две трети оборота приходится не на торговые сети или небольшие магазины, а на рыночную торговлю.
Объем продажи товаров на рынках и ярмарках в январе 2016 года составил 154,8 млрд рублей, сократившись по сравнению с январем прошлого года на 34%, при этом общее количество таких рынков сократилось за год с 1447 до 1308 единиц. Наибольший спад при этом затронул специализированные рынки по продаже сельскохозяйственной продукции.
Несмотря на то, что сегодня рынки кажутся устаревшими, многие потребители приобретают отдельные виды продукции исключительно здесь. Так, например, на рынках закупается 30% мяса, 30% картофеля, 37% верхней одежды, 32% одежды из меха, 28% всей обуви, при этом цена на продукцию ниже в среднем на 30-35%, чем за аналогичные товары в супермаркетах, а уровень порой даже выше. Для многих предпринимателей именно рынки и ярмарки становятся стартовой точкой их бизнеса из-за относительно дешевой аренды и низких начальных затрат на развитие своего дела. Ещё более важную роль они играют на юге страны, где это практически единственный способ для фермеров выгодно продать свою продукцию.
Тем не менее, сегодня государство не стремится поддерживать такой вид торговли – получаемые с него налоги минимальны. Окончательно поставить точку на их существовании, очевидно, были призваны изменения в Федеральный закон «О розничных рынках», которые требовали перевести все рынки в капитальные строения, в том числе сельскохозяйственные. И хотя сроки выполнения по этому документу и продлили, реализовать на практике требования законодательства практически невозможно – арендодателю проще продать землю, на которой располагается рынок, нежели вкладывать средства в стройку. Поэтому сегодня на месте бывших рынков вырастают платные парковки и торговые центры.
На региональном уровне большинство предпринимателей и вовсе сталкиваются с произволом и коррупцией со стороны местной администрации – чего только стоит снос торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге.
Впрочем, в сфере розничной торговли есть и те, кто остается в плюсе – пока малый и средний бизнес уходит с рынка, крупные ритейлеры наращивают прибыль и расширяют клиентскую базу. Статистические данные показывают, что крупные и средние предприятия переносят кризис практически без убытков, и статистика их деятельности выглядит весьма позитивно. По данным Росстата, предприятия оптовой и розничной торговли заработали на 35% больше прибыли по сравнению с прошлым годом, и на 28,3% сократили свои убытки, а доля прибыльных организаций выросла с 80,1% до 80,4%.
Также, по данным Росстата, розничные сети формировали в среднем по России 24,3% общего объема торговли, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 1,4%.
О положительных итогах года отчитались и лидеры рынка – крупнейшая розничная продуктовая сеть «Магнит» по итогам года нарастила чистую прибыль на 23,8% до 59,06 млрд рублей, выручка «Дикси» увеличилась на 18,9% до 272,3 млрд рублей, а выручка X5 Retail Group возросла на 27,3% до 804,13 млрд рублей. При этом большинство крупных сетевиков увеличили торговые площади и объемы продаж. По статистике FMCG в 2015 году торговые площади в розничном сегменте выросли на 496 тысяч кв. м: «Магнит» открыл более 1700 новых магазинов, «Дикси» - 500, X5 Retail Group – более 1500. Крупные компании сегодня гораздо легче переносят экономические трудности и падение курса рубля. В отличие от малого бизнеса, они достаточно быстро смогли переключиться на новых поставщиков и по-прежнему поддерживают широкий ассортимент товаров.
Чем сильнее в стране разворачивается кризис, тем труднее сегодня малому и среднему бизнесу выживать на рынке. С одной стороны «давят» конкуренты – крупные сетевые компании, а с другой стороны «заботится» государство, ежегодно увеличивая налоги и административную нагрузку. При этом розничная торговля, с точки зрения властей, не относится к отраслям, которые нуждаются в субсидиях, льготных кредитах или какой-либо господдержке, хотя именно в ней и занята треть малого бизнеса России.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка