Отражение экономики в водах портов России
В 2014 году грузооборот портов России вырос на 5,7% и составил 623,4 млн тонн. ПРОВЭД на основе отчётов портов проанализировал, за счёт чего рос этот показатель, какого рода товары переваливали для отправки в дальние страны, а что приходило к нам.
За год порты РФ перегрузили 491,6 миллиона тонн экспортных грузов. Это дало прирост на 6,7%. Увеличились прежде всего объёмы отправки за рубеж нефтепродуктов, угля, а весной-летом 2014 года ещё и зерновых.
Импортных грузов в наших портах перевалили 43,4 миллиона тонн, тут наблюдалось снижение на 5,7 процента.
Транзитных грузов в портах обработали 47,6 миллиона тонн (рост на 1,4%), и 40,8 миллиона тонн составил объём каботажных грузов, он вырос на 13,2 процента.
То есть с уверенностью можно говорить, что рост годового грузооборота произошёл за счёт увеличения экспорта, в основном, энергоносителей. Также наши порты, видимо, стали несколько более востребованы для транзита.
В товарной структуре портового грузооборота произошли некоторые изменения в сравнении с прошлым годом. Объем перевалки наливных грузов составил 331 миллион тонн (снижение на 0,8%), в том числе сырой нефти — 187,2 миллиона тонн (снижение на 9,8%), нефтепродуктов — 128 миллионов тонн (рост на 14,5%), сжиженного газа — 12,2 миллиона тонн (рост на 10,2%).
Сокращение перевалки сырой нефти связано с уменьшением её импорта из-за низких цен, что частично стимулировало переработку её внутри страны, в результате чего и возросла перевалка нефтепродуктов. Это снижение наиболее негативно отразилось на работе специализированных терминалов – в частности порта Приморск, а также ряда портов Арктики. Рост перевалки сжиженного природного газа связан с общеевропейскими тенденциями, там в целом торговля газом увеличилась, а также с контрактами о поставках этого вида топлива в Китай.
Перевалка сухогрузов выросла на 14,1%, до 292,4 миллиона тонн. Угля стали грузить больше на 15,1%, до 116,3 миллиона тонн, что во многом обеспечили экспортные поставки в Китай. Грузов в контейнерах стало на 5,3% больше – 46,8 млн тонн. Зерна перевалили больше в 1,6 раза, до 29,7 миллиона тонн. Перевалка черных металлов увеличилась на 5,9%, до 23,3 миллиона тонн, металлолома — на 27,9%, до 4,7 миллиона тонн. Минеральных удобрений в портах было больше на 13,7% (14,7 млн тонн).
Объёмы паромных грузов увеличились в 1,7 раза, до 11,1 миллиона тонн. Рост перевалки перечисленных товаров связан в основном с увеличением их экспорта из России.
Не стоит сбрасывать со счетов и фактор развития и улучшения инфраструктуры портов. В этом году велись работы по развитию в морских портах Сабетта, Мурманск, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Калининград, Тамань, Темрюк, Новороссийск, Оля, Восточный, Петропавловск-Камчатский.
В 2014 году портовые мощности Российской Федерации увеличились на 22,5 млн. тонн.
Кроме того, продолжалось строительство таких крупных объектов как морской перегрузочный комплекс "Бронка" и морской порт в арктическом бассейне Российской Федерации в районе посёлка Сабетта.
В структуре грузооборота, по-прежнему, наибольшую долю занимают порты Балтики, Азово-Черноморского бассейна (в основном за счет контейнерных перевозок). Если сравнивать показатели с прошлым годом, то увеличились доли портов Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов (на 2% и 1% соответственно), при этом, на 2% снизилась доля перевалки в портах Арктического бассейна. Это следствие роста объёмов перевалки нефтепродуктов и сокращения перевалки сырой нефти.
По портам отдельных бассейнов наблюдаются следующие тенденции:
Грузооборот портов Арктики по сравнению с прошлым годом упал аж на 24,2% до 35 млн тонн. Снижение показателей именно для данной группы портов связано с уменьшением перевалки нефти (объем перевалки наливных грузов сократился до 9,8 млн тонн, т.е. в 2,2 раза), это также связано и со снижением добычи нефти на Варандейском месторождении.
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 223,4 млн. тонн. При этом он увеличился незначительно – на 3,4%. Это связано с одной стороны – с недостаточно быстрым развитием инфраструктуры ряда портов (в частности Большого порта Санкт-Петербурга), а с другой стороны - снижением объемов перевалки нефти в ряде портов, которые в основном на ней специализируются Выборг. Высоцк). Всего в 2014 году объём перевалки сухих грузов составил 89,8 млн. тонн, наливных грузов – 133,6 млн тонн.
Грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна в 2014 году составил 190 млн. тонн (без учета портов Крыма), увеличившись на 11,2%. Такой высокий рост достигнут и благодаря росту перевалки наливных грузов и сухогрузов.
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 7,9 млн тонн, из них объём перевалки сухих грузов составил 3,5 млн. тонн, наливных грузов – 4,4 млн тонн. Порты данного региона в объеме грузооборота занимают очень малую долю – всего 1%. Кроме того, из графика видно, что с каждым годом грузооборот становится все меньше – сокращается перевалка наливных грузов (в 2014 году перевалено из сухогрузов - 3,5 млн тонн (+14,2%), наливных - 4,4 млн тонн (-7,8%)).
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил 162,5 млн тонн, увеличившись при этом на 12,3% по сравнению с прошлым годом. Среди всех портов России грузооборот этих портов увеличивается с каждым годом наиболее планомерно (что подтверждается рисунком ниже). Это связано с огромными инвестициями в развитие инфраструктуры этих портов, а также с увеличением товарооборота со странами Азии и Америки – Китая, Монголии, Японии, Австралии, США и др.
Подробнее о деятельности портов смотрите в статье:
Анализ грузооборота портов России в 2014 году: основные итоги
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка