Внешняя торговля

Статистика экспорта и импорта обуви в 2018 году

Обувной рынок –третий по объемам продаж потребительский рынок после продуктов питания и одежды. При этом около 75% рынка обуви составляет импорт.   

Импорт товаров 64 группы ТН ВЭД ЕАЭС на протяжении последних трех лет характеризовался устойчивым ростом. В 2018 году было импортировано обуви на $3,4 млрд. По сравнению с 2017 годом прирост составил 8%, а по сравнению с 2016 годом – 45%. Однако, показателей «досанкционного» 2014 года достичь пока не удалось.

Тройка основных стран-экспортеров обуви в Россию не меняется уже много лет.

Основным поставщиком обуви в Россию является Китай. Примерно половина импортной обуви ввозится в Россию из этой страны. Так, в 2018 году ФТС зафиксировала ввоз обуви из Китая на $ 1,8 млрд.

На втором месте, с не меньшей стабильностью следует Италия. Итальянские обувщики прочно удерживают долю импорта в 10-12%. В прошлом году они поставили продукции на $ 376 млн.

Замыкает тройку лидеров Вьетнам, с долей в 9,2%.

Среди стран, входящих в десятку, также стабильно входят Беларусь, Турция, Индонезия, Индия, Португалия, Румыния, Испания, которые периодически меняются местами в рейтинге импортеров. 2018 год оказался удачным для Турции, которая поднялась на четвертую строчку за счет резкого, в 2,3 раза, увеличения своего экспорта обуви в Россию. Беларусь, хоть и прибавила на 32%, так и осталась на пятой позиции, а Индонезия опустилась с четвертого на шестое место.

Индия и Португалия «просели» на 8,6% и 2% соответственно, и потеряли по одной позиции. Румыния, не смотря на небольшой рост, осталась на девятой строчке, а вот Испанию из десятки «вышибла» Камбоджа, которая по сравнению с 2017 годом увеличила экспорт в Россию на 30%. Впрочем, доля последней из десяти стран-импортеров в общей доле импорта составляет всего 1%.

Что касается «серого импорта», то оценить его масштабы достаточно сложно. Минпромторг оценивает объем всего теневого сектора в легпроме примерно в 30%.

По похожему сценарию развивается динамика экспорта российской обуви. Но порядок цифр и страны-контрагенты, конечно же, другие.

В 2018 году, по данным ФТС, Россия экспортировала товаров 64 группы на $231,5 млн (+26,4% к 2017 году). Т.е. экспортируем мы почти в 15 раз меньше, чем импортируем.

Тем не менее, за последние четыре года динамика была устойчиво положительной, и по сравнению с 2017 годом экспорт вырос на 26%. И даже показатели 2014 года были превышены на 5%.

Основные покупатели российских обувщиков находятся в Беларуси и Казахстане. Эта двойка неизменна на протяжении последних пяти лет. На эти две страны-участницы ЕАЭС приходится 76,4% экспорта. На третьем месте, третий год подряд, находится Украина с долей 9,3%. Третий год подряд на четвертой позиции находится Польша.

Замыкает топ-5 Киргизия, которая по итогам 2018 года вытеснила Францию на шестую строчку. В десятку вошли также Италия, США, Чехия и Армения.

Напомним, что в ближайшие месяцы активно будут проводиться мероприятия по маркировке обуви, как импортной, так и производимой в России. Планируется, что с 1 февраля 2020 года оборот немаркированной обуви будет запрещен. Нет сомнений, что это обстоятельство в ближайшие два года окажет прямое воздействие на показатели как импорта, так и экспорта, и послужит драйвером роста «белой» составляющей в импорте. 

 
Похожие материалы