Внешняя торговля

Коболев: Москва начала переговоры о транзите газа

Глава Нафтогаза Андрей Коболев на своей странице в Facebook 2 мая сообщил, что после завершения выборов президента Украины Москва начала переговоры с Украиной о продлении транзита газа.

«Ну, как мы и ожидали, Москва начала переговоры о продолжении транзита газа сразу же после завершения выборов в Украине. Этот раунд провел российский президент из  далекого Пекина. О потребности России в транзите и готовности Газпрома составить контракт на стандартных европейских условиях, конечно, не было ни слова. Было о том, как Украина замерзнет».

Андрей Коболев считает, что Газпром не сможет построить и запустить обходные газопроводы до конца действия договора. В отличие от ситуации 2009 года, Газпром также не может перекрыть поставки газа на Украину. Украина внедрила у себя законодательство ЕС, в котором устанавливаются четкие правила и требования к использованию газовых объектов. Поэтому, ни у Газпрома, ни у Нафтогаза нет возможностей для маневра.

«Слова Владимира Путина  - это артподготовка перед трехсторонней встречей в мае. В Еврокомиссии и среди украинских участников переговоров, цену словам Путина очень хорошо знают. Настоящая цель этого выступления - это вы», - обращается чиновник к своим читателям.

По словам Андрея Коболева, сейчас и у Нафтогаза, и у частных импортеров есть выбор среди нескольких десятков крупнейших европейских газовых трейдеров. Большинство из этих компаний - частично государственные. Ни один из поставщиков не имеет доли свыше 30%.

«Цена, которую Россия предложила Медведчуку, выше той, по которой мы покупаем газ у европейских поставщиков. Кроме того, она была на 47 % выше по цене, признанной в качестве справедливого для стокгольмского арбитража в Стокгольме», пишет глава Нафтогаза.

Он также прокомментировал слова Путина о т.н. «виртуальном реверсе». Украинская ГТС-интегрированная система со многими разветвлениями, объединяющая производителей газа, трансграничные входы и выходы, подземные хранилища и потребителей. Такая гибкость недоступна ни одному транзитному газопроводу.

«К сожалению, мы до сих пор не можем использовать так называемый «виртуальный реверс», когда объемы газа не пересекают границу, а просто замещаются встречные потоки. Так это работает в ЕС. Однако в нашем случае объемы транспортируются физически из Украины в ЕС и в обратном направлении.

Это происходит из-за того, что на газовом рынке до сих пор действует граница СССР. Россия "забыла", что это больше не их территория и время уйти с нашей западной границы. Газпром выставляет на интерконнекторах с ЕС свои условия и игнорирует законодательство как ЕС, так и Украины. Через это мы не можем объединить наш газовый рынок с ЕС, получить более низкие цены и дополнительные заказы для нашей ГТС и подземных хранилищ».

Именно поэтому так важно, считает Андрей Коболев, чтобы новый контракт на транзит был заключен по европейским правилам, которые с недавних пор действуют в Украине. Это также позволит «перенести точки передачи газа на восточную границу» – то есть, предложить мощности украинской ГТС другим транзитерам газа, например, европейским клиентам Газпрома. Или другим российским производителям или продавцам газа из Средней Азии, если к вопросу активно присоединится ЕС.

В данный момент Нафтогаз решает задачу по дополнительной закачке в подземные хранилища около 3 млрд кубометров газа. «Важно, чтобы в украинских домах было тепло, даже если "Газпром" устроит очередной кризис. По нашим данным, европейские трейдеры также создают дополнительные резервы. Все понимают, что зима близко».

Понравился материал? Поддержи Провэд News!