Мнения

В "лжеэкспорте" сигарет виновата система

У всех на устах обнародованная вчера история о взятках в Балтийской таможне. Организованная группа из числа бывших и действующих должностных лиц таможни реализовала довольно известную еще с 90-х годов схему «лжеэкспорта» сигарет. Суть схемы проста: товар, произведенный на территории ЕАЭС, или следующий через эту территорию транзитом, по документам ее покидает, а фактически никуда вывозится, реализуется на месте. Цель: либо уход от таможенных платежей (при транзите), либо возмещение НДС (при экспорте).

По такой схеме в середине 90-х был организован крупный контрабандный канал болгарских сигарет, ввозимых через Белгородскую таможню с территории Украины. Табак ехал и реализовывался в московском регионе, а документы курьером отправлялись на границу с Казахстаном в МАПП Петухово Курганской таможни, где благополучно «закрывались» вывозом. Под суд тогда попало около тридцати таможенников.   

Казалось бы. Все риски за столько лет должны быть отработаны и учтены.

Но, опуская моральную сторону деяния, напомним чисто технические детали. Старший инспектор таможенного поста Бронка Балтийской таможни вносил в КПС «Морской пункт пропуска» недостоверные,  а точнее, прямо скажем, лживые сведения, о подтверждении вывоза товаров группы 2403 19. При этом, как следует из докладной записки начальника таможенного поста Бронка С. Кремешкова (распространена в интернет-сети), сведения вносились «путем дублирования записей о фактически вывезенных товарных партиях. Впоследствии, недостоверная информация поступала в АПС СКВВ (автоматическая подсистема контроля ввоза вывоза товаров), которая доступна в странах ЕАЭС».

Тут уместно напомнить, что действия должностных лиц таможенных органов при убытии судов торгового мореплавания установлены соответствующей Инструкцией, которая утверждена приказом № 1349 от 19.07.2013, шесть лет назад. В Инструкции разработчики не стали упоминать КПС «МПП», ограничившись выражением «штатное программное средство», очевидно предполагая скорый запуск распиаренного КПС «Морской порт», который функции КПС «МПП» ( по сути это электронные журналы, фиксирующие прибытие и убытие судов и товаров в морском пункте пропуска) также имеет. Однако, так случилось, что запуск затянулся, и в настоящий момент оба комплекса зачем-то применяются одновременно. 

Тут возникает первый вопрос: а почему КПС в принципе допускает возможность внесения дублированных записей? Ведь КПС «МПП» - программа, которая используется в таможне, как минимум с 2012 года. Неужели за столько лет эксплуатации никто и никогда не обращал внимания на этот недостаток? Неужели только схваченный за руку старший инспектор (по слухам, недавно пришедший работать с Себежской таможни) этот косяк быстро увидел, и моментально сообразил, как его можно использовать?

Второй вопрос. Если руководство поста/таможни знало о недостатках КПС, то, как так получилось, что схема работала почти полгода, а размер только одних взяток составил почти 10 млн. рублей? Допускаю, что специфика морских перевозок требует определенных знаний, а в условиях бесконечной ротации начальников постов на Балтике, организованной руководством СЗТУ и ФТС, вполне можно что-то упустить. Но сути это не меняет: либо непрофессионализм, либо халатность, либо умысел.

Далее. В инструкции ничего не говорится о сопряжении КПС МПП с АСП СКВВ, связаны ли как-то эти системы, и как это должно работать вместе. Вероятнее всего, что никак. Но зато есть много слов про СКВВ: комплекс является основным  инструментом проверки сведений о вывозимых товарах при убытии. Проверка проводится в режиме он-лайн: запрос-ответ. Инспектор вносит данные в систему, идет он-лайн проверка и тут же выдается результат: зафиксирована ДТ в ЦБД или ее в ней нет. Соответственно, если по ДТ уже был осуществлен вывоз, то СКВВ должна об этом «сказать», иначе, зачем она вообще нужна. Осложняет дело лишь то, что сигареты в нашем случае были экспортированы из Беларуси. Но, друзья! У нас же Таможенный союз, единая таможенная территория, единые таможенные границы. Таможенный контроль на границе с РБ был снят, напомню, еще в 1995 году. У нас нет данных по белорусскому (казахстанскому, киргизскому, армянскому) экспорту? Даже, если поступление сведений ДТ запаздывает, как получилось, что с октября месяца якобы вывезенные товары не были взяты на контроль? Т.е. вези, сколько успеешь, главное - "вовремя смыться"? А не получится ли так, что выявленный случай – лишь то немногое, что сумели поймать правоохранители?  

Словом, вопросов на самом деле полно. И все они уходят наверх, к организаторам того самого бардака, которым воспользовалось то ли от большого ума, то ли по малой глупости организованные в группу таможенники.                 

Понравился материал? Поддержи Провэд News!