Регуляторы

Введение обязательной маркировки сигарет отсрочено

С сегодняшнего дня в России вступает в силу решение об обязательной цифровой маркировке табачных изделий. Основной целью маркировки, которая в течение года проходила в форме эксперимента, является борьба с контрафактной продукцией и увеличение налоговых поступлений.

Производители будут наносить на пачку сигарет сгенерированный специальными средствами цифровой код (электронный точечный двухмерный код в формате Data Matrix), с помощью которого прослеживается путь пачки от производителя до потребителя. Контролирующие госорганы могут получить доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции, а также к данным о сгенерированных кодах и их передвижениях. Проверить легальность происхождения сигарет могут и рядовые граждане с помощью приложения под названием «Честный Знак» на своих мобильных устройствах.

Однако, по итогам эксперимента решено сделать некоторые послабления. Так, с 1 марта 2019 года участники оборота будут только регистрироваться в системе. Производство сигарет с цифровой маркировкой на российских табачных фабриках в обязательном порядке начнется только с 1 июля 2019 года. С этой же даты торговые точки начнут передавать информацию о продаже маркированных сигарет в систему. А до 1 июля 2020 года допускается параллельный оборот сигарет как с цифровым кодом, так и без него. После этой даты розничная продажа немаркированных сигарет будет запрещена, а оптовое звено начиннет передавать в систему универсальные электронные документы.

Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). По словам заместителя генерального директора ЦРПТ Реваза Юсупова, которые приводит ТАСС, сейчас в системе зарегистрировано более 2 тыс. 127 участников, в том числе 15 производителей (Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие, выпускающие 99% продукции), 29 оптовиков (включая крупнейших дистрибьюторов СНС и Мегаполис, через них реализуется более 88% продукции) и более 2 тыс. организаций розничной торговли (в том числе, крупнейшие сети - X5 Retail Group, Metro C&C, "Лента", "Магнит", "Дикси", подключены более 5 тыс. онлайн-касс).

По данным исследовательского агентства Nielsen, в период с 2015 по 2018 год рынок нелегальных сигарет в России вырос в 8 раз и к концу прошлого года увеличилась до 8,4% рынка. Половину всего объема нелегальных сигарет составляет продукция, произведенная в странах Евразийского экономического союза, в первую очередь в Белоруссии, и продаваемая в России без уплаты российского акциза. Еще четверть нелегального рынка составляет продукция мелких табачных производств, расположенных в России: их доля по итогам 2018 года достигла 2% российского рынка. Доля контрабандных сигарет из стран дальнего зарубежья, по данным экспертов, увеличилась с 0,7 процента до 1,1% российского табачного рынка.

Напомним, что с 1 марта стартует эксперимент по маркировке духов, туалетной воды и фотокамер.

Понравился материал? Поддержи Провэд News!