Профиль риска – инструмент давления на участников ВЭД
Система управления рисками давно подвергается критике со стороны участников ВЭД. Недавно мы писали про ситуацию, сложившуюся с применением СУР на Челябинской таможне. На днях в редакцию пришло письмо из Ростова, выдержки из которого мы сегодня публикуем.
Компания-импортер является одним из крупнейших на Юге России предприятием, которое производит и реализует широкий спектр товаров и принадлежностей для производства продукции лёгкой промышленности. И с недавнего времени, все импортируемые организацией многотоварные партии грузов, стали подвергаться тотальному досмотру в объёме 100 % Ростовской таможней.
«Общеизвестным является тот факт, что в основе таможенного контроля в пространстве ЕАЭС лежит система управления рисками (далее - СУР), которая, в частности, призвана избавить большинство участников ВЭД от чрезмерного администрирования. Основным инструментом СУР является профиль риска. Очевидно, что в отношении импортируемых нами товаров, как раз, был введен и всякий раз применяется этот самый профиль риска», - пишет участник ВЭД.
Показательно, что по результатам проведённых таможенных досмотров в рамках указанных выше ДТ, каких – либо нарушений таможенного законодательства в отношении импортера, выявлено не было.
Необходимо отметить, что таможенный досмотр в морском порту г. Азов проводится под открытым небом при любых погодных условиях. Часть груза (ассортимент – десятки позиций товара) неизбежно теряет в ходе досмотра свой товарный вид. Предприятие вынуждено нести неоправданные издержки, связанные с дополнительными терминальными, погрузо–разгрузочными работами, простоем груза, порчей части товара. С момента уведомления о начале таможенного досмотра, до момента его (досмотра) окончания, как правило, проходит не менее трёх дней. В связи с задержками в поставке ряда товаров (сырьё, фурнитура, принадлежности и т.д.) многие клиенты вынуждены приостанавливать свои производства.
«Помимо всего прочего, ничем необоснованный со стороны таможенных органов тотальный контроль и вызванные задержки в поставках товаров, крайне негативно влияют на нашу деловую репутацию», - обеспокоен импортер.
При этом аналогичные товары, ввозимые другими участниками ВЭД, либо не досматриваются вовсе, либо досмотру подвергаются несколько товаров из конкретной товарной партии.
«Насколько нам известно, должностными лицами таможенных органов, ответственными за разработку и утверждение профилей рисков (как правило – региональные), в самом профиле риска зачастую применяется оговорка следующего содержания: «если профиль риска срабатывает в отношении одного из товаров товарной партии, таможенному досмотру подвергается вся целиком товарная партия». Данный факт, на наш взгляд, полностью противоречит общепринятым принципам государственного контроля», - указывается в письме.
В подобных случаях, можно констатировать то, что профиль риска в руках его разработчиков, может являться «инструментом» серьёзнейшего воздействия, несущего собой цель ярко выраженного коррупционного характера.
Как известно, система управления рисками носит закрытый характер, анализу и огласке в основном подвергаются лишь результаты применения мер по минимизации рисков. Об ущербе, наносимом участникам ВЭД подобными профилями рисков, обычно умалчивается. Но зачастую, этот самый ущерб в финансовом выражении в десятки и в сотни раз может превышать результаты, достигнутые от применения профиля риска.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка