Каким быть таможенному администрированию?
В рамках Гайдаровского форума состоялся оживленный диалог по поводу перспектив развития таможенных органов и таможенного администрирования в целом. Спикеры, в т.ч. вкратце обсудили доклад « Таможенное администрирование в России. Какими должны быть современные процедуры». Доклад был подготовлен группой авторов в лице Галины Баландиной, Юрия Пономарева и Сергея Синельникова-Мурылева. Текст довольно обширен, в нем 100 страниц, он не был полностью озвучен на сессии, но выступающие были с ним ознакомлены заранее. Поэтому, коротко о том, что предлагают авторы.
По мнению экспертов, основным направлением совершенствования таможенного администрирования должно стать установление сквозного контроля движения товаров и совершения сделок с ними с момента ввоза до конечного потребления или реализации в розницу на основе анализа информации о товарах, сделках с ними, лицах, задействованных в международных цепочках поставки.
Контроль только одного этапа движения каждой отдельной поставки товара на этапе декларирования и выпуска при его вынужденной выборочности из-за ограниченности ресурсов сам по себе чреват высоким риском пропуска значительных объемов незаконного импорта, о чем свидетельствуют, например, приведенные оценки нелегального оборота товаров легкой промышленности (авторы приводят цифру в 1 трлн. рублей в год).
Для достижения этой амбициозной цели важно изменить бизнес-процессы, последовательность административных процедур и перераспределить функции между таможенными и налоговыми органами в части фискального контроля, а также между таможенными и иными надзирающими органами в части нефискального контроля.
Для упрощения и ускорения этапа выпуска товаров контроль следует осуществлять на этапах до ввоза товаров (предварительный анализ информации) и после их выпуска для внутреннего потребления с постепенной заменой физического контроля товаров (за исключением товаров с высоким риском существенных и необратимых последствий проникновения их в оборот в обход установленных запретов и ограничений) на анализ информации о них.
В части изменения бизнес-процессов нами предлагается в пунктах пропуска осуществлять фиксацию факта ввоза товаров и перевозящих их транспортных средств, а также первичный контроль для недопущения проникновения на территорию товаров, запрещенных к ввозу.
В пункте пропуска осуществляется интегрированный контроль в нефискальных целях: санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный. Он должен осуществляться на основе технологии «единого окна», что предполагает однократное представление сведений в электронном виде в единую базу данных контролирующих органов, а также использование данных, получаемых из схожих систем стран — торговых партнеров.
Осмотр и досмотр товаров в пунктах пропуска осуществляются и сейчас, но анализ рисков и организация контроля нуждаются в настройке, чтобы проверке подвергались только товары с высоким риском нарушений, а сама проверка осуществлялась однократно для нужд всех видов государственного контроля.
Фиксацию факта ввоза товаров в адрес конкретного импортера предлагается осуществлять на основе обязательного предварительного декларирования со стороны импортера в объеме, достаточном для выпуска товаров до урегулирования обязательств по уплате таможенных платежей. Таким образом, в информационной системе фискальных органов будет зафиксировано возникновение этого обязательства, а условием выпуска предлагается установить представление финансовых гарантий последующего урегулирования обязательств по уплате таможенных платежей.
Такие гарантии обеспечивают обязательство импортера принять товары к бухгалтерскому учету (при необходимости — направить отчет с видеофиксацией товаров при их разгрузке на складе, либо уведомить таможенный или налоговый орган о прибытии товаров, чтобы разгрузка осуществлялась под контролем и наблюдением этих органов, либо выполнить другие действия, которые обеспечивают достоверность декларирования товаров).
Генеральной гарантией может покрываться уплата таможенных платежей в максимальном размере (или в увеличенном на потенциальную сумму штрафов), если обязательство не будет выполнено. Для каждой конкретной поставки размер такой гарантии будет ниже (вплоть до нуля), если расчет рисков уклонения от уплаты таможенных платежей проецировать на определенный период поставок. При этом размер финансовых гарантий для каждого импортера рассчитывается заранее по общим правилам, основанным на субъектно-ориентированном подходе, зависит от объема и регулярности поставок, финансовой устойчивости и репутации импортера у таможенных и налоговых органов. Оформление завершается после принятия товаров к бухгалтерскому учету и урегулирования обязательств по уплате таможенных платежей во внутреннем таможенном органе. Такой подход позволит наладить контроль импорта после выпуска товаров в контексте всей совокупности хозяйственной деятельности импортера.
При дальнейшем совершенствовании таможенного администрирования, после проведения необходимых организационных мероприятий, указанные операции вместо таможни может осуществлять налоговый орган по месту регистрации импортера.
Основные инструменты для решения задачи
Развитие информационных технологий. Новые подходы к сбору информации для анализа рисков потребуют разработки технологийнакопления, обработки и анализа «больших данных» для создания обновленной системы управления рисками, использования данных бухгалтерского и иного учета коммерческих операцийналогоплательщика (плательщика таможенных платежей), налаживания системы прослеживаемости товаров и сделок с ними на основе сопоставления информации из ряда источников, а также создание единой информационной платформы государственных органов, контролирующих трансграничное перемещение товаров, с возможностью использования электронных данных, полученных от иностранных лиц и государственных органов
Обновление системы управления рисками. Система рисков должна быть настроена на ранжирование возможных нарушений по степени чувствительности их последствий для охраняемых интересов государства и общества. Ограниченные государственные ресурсы должны затрачиваться на предотвращение или пресечение серьезных нарушений.
Риск-ориентированный подход ко всем участникам цепочки поставок, а не только к импортерам и (или) использование ввезенных товаров в производстве. Финансовые гарантии — это меры по минимизации рисков, их размер должен определяться в зависимости от оценки вероятности уклонения от уплаты таможенных платежей или невозможности их последующего принудительного взыскания.
Разработка и внедрение системы генеральных финансовых гарантий. Механизм следующий: Импортер представляет в таможенный орган генеральную гарантию, покрывающую исполнение его обязательств по уплате таможенных платежей на определенный период, исходя из заключенных контрактов. Для определения размера гарантии принимаются во внимание опыт и история работы импортера, платежеспособность, приемлемость системы учета коммерческих операций импортера для фискальных целей. Размер финансовой гарантии за счет понижающих коэффициентов может быть снижен вплоть до нулевого уровня в зависимости от соблюдения критериев. Финансовой гарантией обеспечивается исполнение обязательств импортера по принятию товаров к бухгалтерскому учету (с предоставлением доступа к нему со стороны таможенных и налоговых органов), сообщению необходимых сведенийдля проверки правильности расчета таможенных платежей и их уплаты в установленные сроки
Установление минимальных требований к бухгалтерскому учету или системе учета товаров для таможенных целей в целях вовлечения в систему таможенного администрирования данных бухгалтерского учета как связующего звена, которое обеспечит идентичность информации, используемой таможенными и налоговыми органами.
Взаимодействие таможенных и налоговых органов. После выполнения всех необходимых организационных и прочих мероприятий, включая внесение изменений в таможенное и налоговое законодательство, налоговым органам могут быть переданы функции администрирования всех таможенных платежей.
Меры нефискального контроля. Переход на интегрированный контроль в пунктах пропуска потребует уточнения функций иных государственных контролирующих органов, чтобы, с одной стороны, исключить дублирование, а с другой — избежать разрывов, когда на факты нарушений не может отреагировать ни один из контролирующих органов.
Развитие международного транзита. Требуются разработка, внедрение и использование универсальных таможенных и перевозочных документов и финансовых гарантий с сопредельными странами, а также согласованность действий между различными государственными контролирующими органами на принципах «Единого окна», а также однократности проверок для целей различных видов контроля.
Изменение подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов. Полноценное изменение системы мотивации таможенных органов и ее переориентация на показатели затратности (для бизнеса и государства) и эффективности.
Авторы доклада резюмируют: «Наши оценки эффектов от предлагаемых изменений показывают, что только введение системы финансовых гарантий и их сопряжение с системой управления рисками и ее развитием позволят снизить среднее время прохождения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска, что позволит России улучшить свои позиции в международных рейтингах. Улучшение ситуации в таможенном администрировании естественным образом положительно скажется на объемах внешней торговли России за счет снижения издержек участников ВЭД, что, в свою очередь, может привести к увеличению объема собираемых таможенных платежей».
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка