Таможня

ФТС ломает логистику в московском регионе

Трендом развития современной таможенной системы в России, активно продвигавшегося в прошлом году, стало развитие сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Напомним, планами ФТС намечено функционирование 16-ти пунктов оформления, вместо действовавших на начало 2018 года 672-х. При этом мест доставки товаров и фактического контроля останется примерно 180. Таможенные органы, расположенные в них, будут проводить таможенные операции, связанные с фактическим контролем, а также помещением товаров под процедуры, отличные от экспорта и выпуска для внутреннего потребления. Предполагается, что к 2020 году 90% всех товаров в стране будет оформляться в ЦЭДах.

Особенностью момента является объявленная диспетчеризация мест оформления. Смысл ее в распределении потока деклараций в зависимости от видов товаров и видов транспорта, их перемещающих, а также от мест налоговой регистрации участников ВЭД. Кроме того, будут приниматься в расчет нагрузка на должностных лиц таможенных органов и наличие внештатных ситуаций в момент подачи деклараций. Иными словами, декларант может быть вообще не в курсе, какой пост будет оформлять его декларацию, не говоря уже о конкретном инспекторе.

В январе начнется реформирование самой крупной в стране по оформлению импорта Московской областной таможни. С 29 января начнет функционирование Московский областной таможенный пост (ЦЭД), расположенный в Царицыно. Согласно намеченным планам, постепенно, в три этапа, уже к 22 февраля, все оформление товаров, декларируемых ранее на таможенных постах Московской областной таможни, будет сконцентрировано в новом ЦЭДе. Для понимания: совокупно МОТ оформляет около 600 тыс. деклараций в год,  таможне подчинено 23 таможенных поста, контролирующих 36 складов временного хранения и 15 таможенных складов, разбросанных по всей Московской области.

Штатная численность Московского областного таможенного поста установлена в 332 должностных лица, которые будут работать в две смены, два через два, по 12 часов. Ориентировочно в смене будет 130 человек.

Помимо всего прочего, в ЦЭДе планируется создать Центр управления процессами таможенного контроля (ЦУП ТК), в состав которого войдут сменный заместитель начальника ЦЭД, начальники отделов таможенного оформления и таможенного контроля, а также сотрудники отделов информационно-технического и документационного обеспечения, работающие в сменном режиме. Его основные задачи:  организация и координация деятельности должностных лиц ЦЭД, контроль процессов совершения таможенных операций, оперативное реагирование на внештатные ситуации, взаимодействие с постами фактического контроля, другими таможенными органами и функциональными отделами таможни.

Между тем, планы ФТС по концентрации декларирования на ЦЭДах могут серьезно изменить логистику перемещения товаров в целом, причем не только в Подмосковье. Новая схема «отвязывает» декларанта-получателя товаров от «своего» поста, который в новых условиях теряет полномочия на оформление товаров, а значит, всю свою привлекательность. В большинстве случаев, возможность «решать вопросы» на месте и была тем единственным конкурентным преимуществом, ради которого товары транзитом перемещались на конкретный терминал «под крыло» прикормленного таможенного поста. По принципу «что дозволено Юпитеру» выстраивались также и коррупционные схемы, работавшие иногда годами.

Впрочем, разрушение коррупционных связок и являлось частью плана таможенного ведомства. Концентрация в одном месте, да еще под надзором центра, такого гигантского объема декларационного массива значительно облегчает задачу контроля товаропотоков. Вспомним, что второй частью плана ФТС является единообразие  правоприменения во всех электронных таможнях, ведь 16 точек контролировать проще, нежели 672.       

И, конечно же, как тут не вспомнить про сеть терминалов, созданных несколько лет назад под забытую всеми Концепцию оформления товаров в местах, приближенных к государственной границе. Концепция с треском провалилась, когда на «Ростэке» был поставлен крест. Но вот ТЛТ в приграничье до сих пор как-то функционируют. Часть из них прогорела, не выдержав конкуренции с более продвинутыми конкурентами, другая часть до сих пор выживает, благодаря разумной ценовой политике. Как раз последнее обстоятельство вполне может сыграть им на руку в новых условиях, и оттянуть часть грузопотока у «москвичей», тем более, что значительная часть товаров, оформляемых в МОТ, растекается затем по всей стране.      

Так будет ли стараниями ФТС организован очередной передел рынка в сфере околотаможенных услуг, и кто станет его бенефициаром? Ждать осталось совсем недолго.

фото: sterh-corp.ru

Понравился материал? Поддержи Провэд News!