Дело «Платона» живет и процветает
По сообщению Минтранса, автоматизированная система весогабаритного контроля (АСВГК) будет построена полностью за счет частных инвестиций без привлечения государственного финансирования. В этой связи Минтранс рассмотрел соответствующую частную концессионную инициативу компании «РТ-Инвест Транспортные Системы». По итогам рассмотрения сформированы значительные изменения первоначальных параметров документа, и дальнейшая процедура определения концессионера будет осуществляться в порядке, установленном федеральным законодательством.
По мнению чиновников, за счет исключения движения с нарушениями весовых и габаритных параметров АСВГК повысит безопасность дорожного движения, увеличит срок службы автодорог и создаст равные условия для законопослушных предпринимателей по соблюдению давно установленных норм. Все штрафы с нарушителей, как и по системе «Платон», будут направляться на ремонт дорог.
На федеральных дорогах России сегодня работают 28 пунктов весогабаритного контроля. Создание АСВГК предполагает увеличение до 387 объектов полностью автоматического контроля к 2024 году. Согласно заявке, 88 таких пунктов будут построены при доработке действующих рамок госсистемы «Платон», что позволит сэкономить более 20% капитальных затрат на создание системы. В рамках концессии для АСВГК будет создан федеральный центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) в Калуге. На данный момент рассматриваются изменения КоАП РФ о наделении Ространснадзора полномочиями по выявлению нарушителей с помощью АСВГК.
Общий срок реализации проекта составит 11 лет. Согласно параметрам возможного соглашения, структура затрат включает инвестиции концессионера, первоначальные и регулярные капитальные расходы, операционные расходы, обслуживание кредита и выплату налогов. В рамках компенсации расходов на строительство и обслуживание АСВГК плата оператору составит 8,64 млрд рублей ежегодно.
Возникает резонный вопрос, оправдаются ли надежды Минтранса на эту «курицу, несущую золотые яйца»? Ведь с внедрением автоматической системы количество незаконных перегрузов неизбежно будет стремиться к нулю, через какой-то очень небольшой промежуток времени система перестанет себя «окупать», а затем начинает "высасывать" из бюджета денежные средства, не говоря уже о финансировании планов на строительство или ремонт новых дорог за счет штрафов.
Автоматическая система снимает показатели автомобиля и по весу и габаритам, при этом фиксация показателей, их анализ, определение на соответствие установленным разрешительным параметрам и рассылка штрафов в случае выявления нарушений, осуществляется в автоматическом режиме. Последнее вызывает особую озабоченность среди автоперевозчиков. С одной стороны, есть плюс - практически нивелируется коррупционная составляющая, имеющая место на пунктах весового контроля, а с другой - становится практически невозможным оспаривание факта нарушения, что лишает перевозчика на элементарную защиту своих прав. Между тем, штрафы за нарушение весогабаритных параметров, установленные частью 10 ст.12.21 КоАП РФ, варьирутся от 250 до 400 тысяч рублей на юрлицо. Суммы немалые.
Для сравнения, в Европе тоже есть практика использования автоматических измерений весов и габаритов, но там система выполняет функцию преселекции, т.е. отбора из транспортного потока нарушителей для более тщательного контроля и последующего принятия решения, поскольку факторов, влияющих на перегруз транспортного средства и на работу датчиков, снимающих параметры, достаточно много.
Напомним, что в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» также рассматривается вопрос об оснащении с 2024 года всех новых грузовиков встроенными датчиками измерения осевой нагрузки.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка