Мнения

ЭКС ФТС: таможня и бизнес в диалоге

В начале декабря уходящего года состоялось первое заседание постоянной комиссии ЭКС ФТС России по таможенному администрированию и информационным технологиям. Вся повестка была посвящена необходимости перехода на безбумажные технологии и сокращению срока таможенных операций. Обусловлено это начавшимся активным переводом таможенных операций в ЦЭДы и региональные электронные таможни. Бизнес справедливо отметил, что многие операции по-прежнему остаются возможны только в бумажной форме или с личным присутствием декларанта.

По итогам дискуссии члены комиссии сошлись во мнении, что для признания Российской таможенной службы электронной таможней (в трактовке Всемирной Таможенной Организации) необходимо перевести на безбумажный оборот 90 % таможенных операций и 99% транзакций.

Среди наиболее важных решений комиссии, пожалуй, стоит выделить следующие:

Есть острая необходимость в сокращении сроков внесения изменений, имеющих технический характер, после выпуска ДТ. Сейчас нередки случаи, когда техническая ошибка в номере коносамента или весе брутто не даёт выдать контейнер со склада. А внесение изменений может занять месяц, так как для этого требуется согласование всех функциональных отделов таможни. Решено переработать инструкцию о внесении изменений в ДТ, чтобы сократить срок технических (малозначительных) изменений.

Один из самых важных вопросов, поднятых на комиссии, сокращение сроков ответов на запросы и обращения участников ВЭД. Сейчас по закону на любой запрос можно отвечать месяц. Даже на заявление на отбор проб и образцов. Отсюда, в том числе, вытекает  необходимость существования т.н. «бегунков» на постах.  Р.В. Давыдов предложил разработать принципиально новый документ «Стандарт совершения таможенных операций». Туда планируется погрузить весь спектр обращений в таможенные органы. То, что можно - реализовать в АИСТе (например, типовые Сообщения «нет сверки с постом ФК», нет «уведомления о выпуске» со сроком ответа в несколько часов); часть отправлять через outlook (обращения на предварительный осмотр и отбор образцов со сроком ответа сутки); что-то предусмотреть в Личном кабинете (например, продление процедуры «временный ввоз»).

Довольно часто в таможенной практике встречаются случаи, когда товар приходит в многооборотной таре. При существующем положении дел декларацию на товар придётся подавать в ЦЭД, а многооборотную тару декларировать на посту фактического контроля. Всем очевидно, что это неудобно. Поэтому решено совместно с ФТС отстаивать в ЕЭК право подать на многооборотную тару декларацию в электронном виде, для чего внести соответствующие изменения в решение Комиссии №263 от 20.05.2010.

Также принято решение доработать сервис «Личный кабинет» в части внесения в реестр таможенных представителей, владельцев СВХ, таможенных перевозчиков и магазинов беспошлинной торговли полностью в электронном виде. Сейчас, напомню, только заявление на включение в реестр подаётся в электронном виде, а все документы предоставляются на бумаге.

К 01.04.2019 перед УТОВЭК поставлена задача полностью отказаться от практики личного посещения представителями декларантов отделов нетарифного регулирования для регистрации лицензий, квот и откреплений. Весь этот процесс будет полностью автоматизирован.

Недавнее разъяснение ФТС о возможности предоставления документов о стране происхождения не только в ЦЭД, но и в таможенный пост фактического контроля явилось значимым шагом, упрощающим жизнь импортерам. Но, учитывая размеры нашей страны и особенности логистики товаров, прибывающих морским транспортом, на заседании был поднят вопрос о необходимости сдачи документов на ближайший таможенный пост. Например, если импортёр находится в Краснодаре, и туда ему присылают сертификат формы А, то ему одинаково неудобно представлять его ни в Новороссийский ЦЭД, куда подана ДТ, ни в Астраханский порт, где находится товар. Проблема озвучена, она понятна, есть надежда, что она будет решена в ближайшее время.

Довольно специфический вопрос, но вызывающий недоумение - оформление ПСМ и ПТС в бумажном виде. До сих пор расчеты утилизационного сбора при выдаче ПСМ и ПТС делаются на бумаге. ГУФТД должно обратиться в Минпромторг (именно он отвечает за это в правительстве) с предложениями о переводе администрирования утилизационного сбора в электронный вид.

Много нареканий вызывает у бизнеса устаревший приказ ФТС о порядке подтверждения экспорта товаров. Многие экспортёры по-прежнему отправляют коробки бумажных деклараций в таможню, не понимая возможности ограничиться подачей реестра в ФНС. Решено провести совместное заседание комиссии с представителями ФНС, чтобы определиться с корректировкой приказа и проведением разъяснительное работы среди экспортёров.

Словом, считаю, что первое заседание прошло в достаточно конструктивном ключе. Но мы отдаем себе отчет, что члены Экспертно-консультативного совета со стороны бизнеса не могут полностью владеть ситуацией, связанной с особенностями правоприменения на местах. Поэтому приглашаем к сотрудничеству людей, считающих себя компетентными в той или иной области таможенного дела, для содержательного диалога и сбора экспертных мнений.

фото: customs.ru

Понравился материал? Поддержи Провэд News!