Ввоз товаров для собственного использования: не все так однозначно
Ввоз товаров для целей собственного использования декларантом: казалось бы, какие тут могут быть проблемы? Даже если ввозимые и декларируемые под такое назначение товары фактически для обозначенных целей и не ввозятся, а в реальности ввозятся для промышленных, производственных и/или коммерческих целей, то объемы ввоза таких товаров, скорее всего, ничтожны малы и не могут сделать погоды и уж тем более, нанести кому бы то ни было ущерб или создать проблему. Однако, это далеко не так и я постараюсь вам рассказать о всех сторонах этой «медали».
Сначала немного теории. В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее - Положение), при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров, включенных в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах.
Из п.п. «в» п. 2 Положения следует, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:
- включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В соответствии с п. 5 Положения, представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется в отношении продукции, ввозимой (ввезенной) в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).
При этом статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании" установлено: для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия, либо документы об их признании.
Таким образом, при декларировании товаров декларант обязан или предоставить декларацию о соответствии (сертификат соответствия) нормам соответствующего технического регламента, либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании", либо предоставить документы подтверждающие единичность экземпляров ввозимых (ввезённых) товаров и доказать их назначение: для собственного использования декларантом.
При этом Положением не указано, какое именно количество товара считается единичным, и как достоверно и однозначно определить целевое назначение «для собственного использования декларантом», чем это «собственное использование» должно ограничиваться, и каким образом должно соблюдаться и контролироваться.
Ранее в мае этого года в прессе появлялась информация о том, что Евразийская экономическая комиссия взялась разъяснить этот вопрос на межгосударственном (наднациональном) уровне. Однако декабрь на исходе, а ситуация так и остается неразрешенной.
В силу п.2 ст.1 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Кодекс, и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Понятие «единичного экземпляра», «собственного использования» в действующем таможенном законодательстве ЕАЭС отсутствует.
Согласно Толковому словарю под редакцией Т.Ф. Ефремовой, 2012 г. значение слова «единичный» означает - единственный, один (при существительных в единственном числе), отдельный, редкий (при существительных во множественном числе), делающий в одиночку, индивидуальный, частный.
Также согласно Толковому словарю под редакцией Т.Ф. Ефремовой, 2012 г. значение слова «собственный» определено как: являющийся чьей-либо собственностью, находящийся в индивидуальном пользовании у кого-либо, в личном ведении, распоряжении кого-либо.
Таким образом, из понятийных определений терминов «единичный» и «собственный» можно сделать вывод, что соотношение понятий «единичного экземпляра» и «собственного использования» предполагает применение отдельного предмета для индивидуальных целей, не связанных с извлечением прибыли. Данная позиция не плод моей фантазии или домысла, а изложена в соответствующем решении суда Российской Федерации.
А теперь представьте: заводы, фабрики, промышленные предприятия, различные коммерческие структуры, уже несколько лет ввозят в РФ сложное технологическое оборудование, машины, запчасти к нему, клеи, краски, лаки, герметики, кабель, прочее иное оборудование и его компоненты, иные товары, и прикрываясь нормой п. 5 Положения, ввозят данные товары якобы в единичных экземплярах и для собственного использования декларантом. Не в граммах и килограммах, а в тоннах и тысячах тонн. При этом формально это выглядит так: 1 завод в разобранном виде, состоящий из компонентов, или 1 марка герметика для нужд завода в объеме 20 тонн, и т.п.
А по факту получается, что все эти ввезенные «для собственного использования» товары, машины и оборудование, герметики, лаки, клеи и т.д. не прошли никакого подтверждения соответствия техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС), т.е. никак не могут использоваться (эксплуатироваться) по своему настоящему целевому назначению на таможенной территории РФ. Идеальное их назначение при ввозе под цели «для собственного использования декларантом» это: представительские, выставочные, демонстрационные, маркетинговые, исследовательские или испытательные цели, и иные, не связанные с их использованием по основному назначению, т.к. для того, чтобы их использовать по основному назначению они должны пройти оценку подтверждения соответствия нормам Технических регламентов.
Такие товары, не прошедшие необходимую оценку подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов, могут стать в т.ч. причиной технического или техногенного ЧП, или катастрофы, в т.ч. с жертвами среди людей, т.к. при использовании таких товаров на производстве, в промышленности, могли быть не учтены особенности этих изделий, которые возможно не адаптированы для использования в РФ с учетом в т.ч. наших сетей электроснабжения, нашего климата, производственной нагрузки и иных особенностей эксплуатации. Очевидно, что во избежание подобных негативных случаев и в целях недопущения нарушений требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании" все товары, ввозимые в РФ для промышленных и производственных, коммерческих целей, должны заранее и своевременно проходить необходимую оценку подтверждения соответствия требованиям соответствующих Технических регламентов, и ввоз, и таможенное декларирование таких товаров, которое в дальнейшем предполагается использовать на предприятии в промышленных и производственных, коммерческих целях, недопустимо под назначение «для собственного использования декларантом».
Фактически под этой нормой права (п. 5 Положения) идет спекуляция в чистом виде и подмена понятий, когда под видом использования якобы для собственного использования (что в принципе не имеет четких границ) ввозится оборудование, с помощью которого на выходе идет выполнение коммерческих заказов, работ, которые так или иначе связаны с извлечением прибыли, осуществляется стандартный производственный процесс, который в соответствии со всеми техническими нормами ЕАЭС и РФ должен проходить оценку соответствия нормам Технических регламентов.
И судя по судебной практике, в судах РФ разницу в таких, как ввоз товаров «для собственного использования» и ввоз товаров для коммерческих целей (пусть и в единичных экземплярах) могут и умеют отличить, а вот в таможенных органах РФ зачастую не могут или не хотят. А нерадивые компании, осуществляющие ввоз подобных товаров, с удовольствием используют данную лазейку и неграмотность таможенных органов в данном вопросе, а также имеющийся правовой пробел, в результате которого уже долгие годы понятие «единичного экземпляра», «собственного использования декларантом» в таможенном законодательстве ЕАЭС и РФ отсутствует.
На самом деле, одна из причин использования такой лазейки участниками ВЭД кроется не в том, что все компании повально мечтают ввезти товары без технического регулирования и оценки соответствия их со стороны государства. Главная причина в том, что для сертификации и подтверждения соответствия нормам Технических регламентов, а также получения иной разрешительной документации, такой как, свидетельства о государственной регистрации товаров, лицензий Минпромторга, нотификаций ФСБ и иных лицензий и разрешений, необходимо тратить время (а это сказывается на сроках ввоза таких товаров, затрат на их хранение, когда завод-производитель уже готовое оборудование не может отгрузить откуда то из-за границы, ожидая пока от компании из РФ придет подтверждение о готовности принять товар после получения всех необходимых заветных разрешительных документов), деньги (и порой не малые) на оформление разрешительных документов и на их испытание для нужд сертификации и оценки соответствия нормам технических регламентов, а также подолгу собирать различные дополнительные документы и сведения. И опять мы приходим к извечной аксиоме в нашей стране: строгость российских законов смягчается необязательностью. Отсюда и поиск различными участниками ВЭД путей «оптимизации» и экономии при ввозе, например, завода в разобранном виде в составе компонентов «под ключ».
Многие из профессионалов, кто в силу служебных или иных обязанностей, внимательно следит за использованием участниками ВЭД п. 5 Положения, могут возразить: есть в этом же Положении п.п. «а» п.4, где записано: «Документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенные процедуры:
а) выпуска для внутреннего потребления, в том числе таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, заявляемую при завершении иных таможенных процедур, за исключением продукции (товаров), ввозимой (ввезенной):
в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, выпускаемой в обращение на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления».
Казалось бы, чем не основание для ввоза товара без документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям технических регламентов, когда речь идет про завод в разобранном виде, состоящий из различных комплектующих, который потом будет собран на территории РФ и будет выпускать продукцию.
Все так, только весь нюанс в том (прошу обратить на это особое внимание всех, кто решил, что я указал еще одну лазейку в законодательстве ЕАЭС), что такая продукция (которая изготавливается на таможенной территории в нашем случае РФ из ввозимых комплектующих или сырья) обязательно подлежит подтверждению соответствия нормам технических регламентов (подробнее об этом см. в Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации) и, соответственно, при ввозе комплектующих и сырья для изготовления таких товаров, придется предъявить таможенному органу документы, подтверждающие что:
- именно данные ввозимые комплектующие или сырье (материалы) используются для производства продукции, изготавливаемой на таможенной территории в нашем случае РФ, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- данная изготавливаемая на таможенной территории (в нашем случае РФ) продукция, для изготовления которой и ввозятся такие комплектующие или сырье (материалы), также прошла подтверждение соответствия нормам технических регламентов.
Подробнее об этом в максимально сжатом и тезисном формате можно ознакомиться на сайте ЕЭК.
Что имеем в сухом остатке? Ввоз товаров организациями, в том числе, для промышленных, производственных и/или коммерческих целей, которые будут использоваться по своему целевому назначению, обязательно должен соответствовать требованиям ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании". И никаким образом п. 5 Положения (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294) не может служить основанием для ухода от требований действующих технических регламентов в отношении таких товаров, ввозимых для промышленных, производственных и/или коммерческих целей, как бы сложно, долго и дорого не было получать разрешительные документы на ввоз таких товаров в РФ.
И еще немного по этой теме: Приказом Минэкономразвития России от 19.09.2018 № 504, с 15.12.2018 введены изменения о порядке регистрации деклараций о соответствии товаров нормам технических регламентов.
Так, одним из основных моментов документа является обязательное предоставление информации о «номере таможенной декларации на продукцию, выпущенной для внутреннего потребления, в отношении которой представлено письмо либо договор с аккредитованным органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром), подтверждающий необходимое для целей исследований и испытаний количество ввозимой продукции». Для исполнения данной нормы права потребуется заранее осуществлять предварительный ввоз образцов товаров или отбирать такие образцы из всей ввезённой товарной партии, помещенной на склад временного хранения, и корректно их декларировать в таможенном органе для последующего оформления деклараций соответствия на партию товаров или на серийный выпуск продукции.
Норма «драконовская», которая сулит участникам ВЭД новые траты, проблемы с поставками товаров, на которые ранее не были получены декларации соответствия нормам технических регламентов. И в очередной раз встает вопрос: зачем так усложнять процесс получения разрешительных документов (в данном случае деклараций соответствия) при ввозе товаров в РФ?
На мой взгляд, такими мерами контролирующие организации только создают основание для еще большего ухода от законного декларирования соответствия. При таком варианте декларирования соответствия товаров неизбежно вырастут расходы, что автоматически ударит по срокам декларирования товаров на таможне, по стоимости услуг, и, как следствие, по стоимости товаров после завершения всех таможенных процедур, в т.ч. связанных с временным хранением товаров. И излишне уплаченные расходы участники ВЭД вынуждены будут компенсировать за счет конечного потребителя (ну, а за чей еще?). И не будем большими провидцами, если предположим, что данная норма, влекущая определенные сложности и затраты для участников ВЭД, вполне может спровоцировать увеличения и без этого не маленького объема ввоза товаров с назначением «для собственного использования декларантом».
фото https://www.bpcpa.com/
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка