Бизнес не дождался революции от Таможенного кодекса ЕАЭС
Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло, выступая на конференции «Таможня для бизнеса» подвел первые итоги действия нового Таможенного кодекса, вступившего в силу с начала года. Он констатировал, что документ не облегчил работу бизнеса с таможней. Часть игроков рынка не разделяет скепсис таможенного омбудсмена.
В ходе своего выступления Виталий Сурвилло раскритиковал ТК ЕАЭС, подчеркнув, что тот не произвел революцию в сфере таможенного администрирования: «Таможенный кодекс остался прежним Таможенным кодексом. Не могу сказать, что хотя бы в одном вопросе он стал лучшим в мире. Далеко не лучший. Мы лишь продолжаем догонять лидеров». ПРОВЭД узнал у участников рынка, какие изменения произошли со времени начала действия документа и позитивны ли они.
Роберт Аристов руководитель службы закупок в Varton Company (производитель светильников, закупает комплектующие за границей) отмечает, что у бизнеса были большие ожидания от нового кодекса, которые не оправдались. «Нам обещали послабления и снижение нормативных сроков на принятие таможней решений и на обработку информации. Но по факту работать стало даже сложнее, чем раньше. Если говорить в деталях, то у нас, например, из 300 деклараций, поданных в этом году, только 2 прошли по авторегистрации. И только около 20% были выпущены в пределах 4-х часов (норматив, установленный кодексом – прим. ред.). На практике выходит, что инспекторы делают формальный запрос документа, который им по факту не нужен, и на основании этого могут переносить срок выпуска на следующий день. То есть по сути, те же сутки на оформление декларация на товар (ДТ)», - говорит Роберт Аристов.
«По уполномоченным экономическим операторам (УЭО) (проходят таможенной контроль по упрощенным условиям) вообще отдельная песня. До принятия Кодекса мы стремились получить этот статус, но сейчас они так намудрили, что это нереально... Чтоб пройти без залога (1 млн евро в качестве гарантии), нужно иметь подтвержденный склад временного хранения (СВХ). Но контролирующие органы не дают нормативов, которые склад должен выполнить, чтоб быть утвержденным», - сетует Аристов.
По его словам, из-за новых правил исчезла возможность экономить на валютных курсах: ДТ теперь нужно подавать при каждом изменении курса, увеличивается также работа по подготовке ДТ. Законодатели обещали ввести отказ от паспортов сделки: работа должна была вестись по номеру контракта. «На деле присваивают такой же номер, как был у паспорта сделки, присылают выписку по этому номеру, который капля в каплю совпадает с предыдущим паспортом... То есть что сделали? Ничего! Освоили бюджет на нереально инновационное изменение и улучшение ситуации», - говорит участник рынка.
По его словам в отсутствии нового ФЗ (обновленного закона «О таможенном регулировании» − прим. ред.), который будет принят не ранее 2019 года, все нововведения Кодекса сводятся на нет: ТК содержит ссылки на федеральное законодательство, которое еще не принято. «В итоге сделали какой-то большой рамочный договор на союз, национальных законов нет, поэтому система не работает! И еще неизвестно, какой по факту будет этот национальный ФЗ, по которому нам придется работать».
Елена Парамонова, директор департамента таможенного оформления транспортной компании FM Logistic , напротив, отмечает наличие позитивных перемен: «Изменений в работе очень много. Что касается ежедневной работы, сократилось время таможенного оформления деклараций на товары. В кодексе прописано, что срок регистрации декларации с момента ее подачи − один час, срок ее оформления после регистрации − 4 часа. Таможенные органы серьезно отслеживают новые временные рамки, и это не может не радовать».
Теперь срок нахождения товара на СВХ продлен до четырех месяцев, благодаря чему не нужно через два месяца подавать заявку на продление срока. Таким образом, сократился ненужный документооборот.
«От нового кодекса мы очень ждали как сокращения сроков таможенного оформления, так и более внимательного подхода к институту УЭО. Ожидания оправдались: в новом кодексе 14 статей по УЭО, описывающие их типы и процессы получения свидетельства, информирующие о специальных упрощениях, предоставляемых УЭО, и многое другое. По словам Елены Парамоновой, при проведении ежедневных таможенных операций не было выявлено спорных моментов в новом таможенном кодексе.
«Существенных изменений мы не заметили, − говорит президент группы компаний КВТ (таможенный брокер) Юлия Шленская. − Как было электронное декларирование недостижимой мечтой, так и остается. Да, есть небольшие шаги в этом направлении, но с бумагой как все оформлялось, так и оформляется, как у контрольно-надзорных органов дублировались функции, так и дублируются. Как с боем добивались возврата авансовых и обеспечительных платежей, так и бьемся. Как в разных таможенных органах клиентам приходилось заводить отдельные лицевые счета, так и приходится».
По ее словам, таможенные органы, как и прежде, злоупотребляют корректировкой таможенной стоимости и попытками присвоить код с более высокой пошлиной. Смещения акцента на пост-контроль не случилось, а техническое регулирование не смягчилось.
«Глобальных изменений в принципе не могло произойти, − уверяет заместитель директора компании ООО «АСТ» Олег Казеннов, − и причин две. Во-первых, Кодекс закрепил то, что существовало и так. Например, то же электронное декларирование. На всех площадках оно преподносилось как прорыв, хотя нет иные формы подачи, кроме электронной, фактически не используются. Вторая причина – те проблемы, с которыми сталкиваются импортеры, проистекают не из кодекса. Это закопано в наших нормативных актах, в нашем законодательстве».
К заслугам Кодекса эксперт относит сокращение сроков таможенного оформления, а также снижение суммы обеспечения для таможенных брокеров с 1 млн евро до 500 тыс. евро – это расширяет круг компаний, которые могут войти в эту сферу. «В целом бизнес уже давно свыкся с мыслью, что если акт не ухудшает положение, он уже хороший. Поэтому новый кодекс не вызывает отторжения. Как и восторга», − заключает он.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка