Что даст «белым» статус уполномоченного экономического оператора?
С вступлением в силу нового Таможенного кодекса институт уполномоченного экономического оператора претерпел изменения. Согласно заявлениям официальных представителей Евразийской экономической комиссии, получить статус в нынешних условиях проще (вернее – дешевле), а преференций появляется больше. ПРОВЭД спросил у нескольких участников ВЭД, хотят ли они получить статус УЭО и зачем он им нужен.
Обладателям статуса УЭО третьего типа – такого расширенного пакета – обещают 17 видов упрощений. В их числе выпуск до подачи, приоритет в очереди при таможенном оформлении, автоматическое присвоение низкого уровня риска при категорировании и другие. В своем недавнем докладе о таможенном администрировании в России Центр стратегических разработок отметил, что новое законодательство сосредоточено, в частности, вокруг автоматизации процесса декларирования товаров и развития института уполномоченных экономических операторов.
При этом изначальная сумма обеспечения, как и в предыдущем кодексе, будет равна миллиону евро, но с годами она будет постепенно снижаться до 150 тыс. евро – если компания себя хорошо вела.
«Самое главное в коммерческом плане – при доставке товара можно не предоставлять обеспечение на перевозку. Т.е. если я за своего клиента подаю транзитную декларацию на границе, у меня есть право не предоставлять обеспечение при транзите. Это существенный коммерческий плюс, то, что можно монетизировать. Остальное – участие в экспериментах, приоритет в оформлении – это лирика», − поясняет заместитель генерального директора ООО «Восход» Юрий Ковалев.
«Мы смотрим на это так: если своего производства нет, если серые схемы − игрушка не для нас, то и смысла получать статус уполномоченного оператора нет. Знаем немало брокеров, которые получили статус, но не пользуются им», − говорит представитель ООО «КВТ».
Серые схемы, в которых участвуют УЭО, действительно имеют место. Одно из главных преимуществ брокера с таким статусом – освобождение от обязанности подавать декларацию в момент фактического выпуска товара в обращение, тот самый выпуск до подачи. Один из свежих случаев произошёл на Дальнем Востоке. В ноябре прошлого года силовиками на СВХ «Дальзавод Терминал», принадлежащем Родиону Тихонову, нашли около 80 контейнеров с контрабандным текстилем. Следствие считает, что контрабанду наладил уполномоченный экономический оператор «Портал», принадлежащий Эрасту Хрычеву. Деятельность компании в качестве УЭО приостановлена.
До этого, в 2016 году, похожее случилось на Северо-Западе: контрабандой элитного алкоголя и «санкционки» занимались три компании (ООО «Юго-восточная торговая компания», ООО «Пеленг» и ООО «Далварс»), которые работали в «зелёном секторе», являясь уполномоченными экономическим операторами. Дело обросло кучей других компаний и лиц, в числе которых – петербургский миллиардер Дмитрий Михальченко.
Счетная палата, глядя на нездоровую тенденциозность, уже отчитывала ФТС за слабый контроль за деятельностью УЭО и указывала на необходимость его усиления. Аудиторы уточняли, что эффективность применения института УЭО зависит от критериев отнесения лиц к этой категории при включении в реестр, а также от должного контроля таможенных органов за деятельностью УЭО. Отметим, что реестр уполномоченных экономических операторов на сегодня большей частью состоит из производителей.
Роберт Аристов, руководитель службы закупок в Varton Company, уверен, что возможность стать УЭО выгодна не только производителям. Как и Юрий Ковалев, он отмечает экономическую пользу обладания статусом УЭО.
«Мы собираемся получать статус УЭО. Прежде всего нам важно, что это автоматически низкий уровень риска. Он у нас и сейчас есть, но из этого списка легко выпасть. УЭО находится в категории низкого риска до тех пор, пока сохраняет статус. И другой существенный плюс – отсрочка в платежах. На этой отсрочке при наших объемах экономия составит 5-7 млн в год. Если возишь товар по цене ниже рисковой, то тебе назначают доппроверку, взимают обеспечение. Год назад, когда наши обороты были вдвое ниже нынешних, в обеспечении у нас было заморожено около 1 млн долларов. Но этот вопрос разрешился с попаданием в список низкого риска».
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка