Сколько тратят на соцподдержку в странах ЕС, а сколько – в России?
Когда мы сравниваем жизнь в России и в странах ЕС, то с гордостью говорим: «Зато у нас низкие налоги!». Но многие из нас забывают о том, что львиная доля налогов в конечном итоге расходуется на самих же граждан. Евростат подсчитал, сколько в совокупности европейские страны тратят на социальную поддержку. А мы решили сравнить эти показатели с российскими.
А что там у них?
На днях Евростат опубликовал отчет о том, какую долю своего ВВП страны ЕС тратят на граждан. Оказалось, что в Евросоюзе в 2015 году потратили на социальную поддержку 29% ВВП. При этом доля расходов за пять лет даже немного выросла: в 2010 году страны ЕС тратили в среднем 28,6% ВВП.
Впрочем, во всех странах союза расходы разные. Больше всех на соцподдержку тратят во Франции – 34% ВВП, а также Дании и Финляндии – по 32%. Ненамного отстают от них Бельгия, Нидерланды, Австрия и Италия – они тратят в среднем по 30%.
В некоторых странах расходы, напротив, составляют менее 20% ВВП. Меньше всех тратят Румыния и Латвия – по 14,6% и 14,9% соответственно, Литва и Эстония – по 16,4% и Ирландия – 16,7%.
Авторы исследования отмечают, что эти различия зависят не только от уровня жизни, они также свидетельствуют о разнообразии национальной системы защиты населения, об особенностях экономических и институциональных структур в каждом отдельном государстве.
В среднем по Евросоюзу более 45% социальных расходов – это пенсии по старости. Больше всего на пенсионеров тратят в Греции (65%), Италии и Португалии (по 58%).
37,3% расходов в ЕС приходится на выплаты по состоянию здоровья и инвалидности. При этом больше всего тратят на здравоохранение в Хорватии (46%), Германии и Нидерландах (43%). 8,6% забирают расходы по статье «Семья и детство».
4,8% идет на выплаты безработным. Несмотря на то, что СМИ много писали о том, что подобные выплаты буквально банкротят бюджеты европейских стран, их доля невелика. Самые высокие доли у Бельгии (10,7%) и Ирландии (12,2%), но все же у большинства стран она не превышает и 4%.
Еще одна статья расходов – это выплаты на жилье и так называемое «социальное отчуждение». На него в среднем приходится 4,1%. В Европе этот термин не означает только бедняков, он охватывает некую категорию граждан, которые по каким-то причинам оказались отрезанными от полноценного участия в обществе. Туда могут включаться малоимущие граждане, которые живут в трущобах, бедные, которые не имеют равного доступа к товарам и услугам, а также множество других категорий граждан, которые не могут почувствовать себя полноценной частичкой общества. Лидерами по выплатам таким гражданам стали Великобритания, Кипр и Дания, где расходы на них превышают 7%.
Почему в Европе так много тратят на соцзащиту?
Во многих странах Евросоюза огромное внимание уделяется социальной поддержке населения – это не только механизм защиты, но и один из главных факторов дальнейшего развития страны. Государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы уровень жизни не опускался ниже гарантированного минимума, независимо от жизненной ситуации – болезни, старости, безработицы или потери кормильца. Но из ниоткуда деньги не берутся, поэтому взамен граждане платят более высокие налоги. Проще говоря, граждане и государство заключают, своего рода, договор о том, что на государство ложится более высокая социальная ответственность.
Аналитики ассоциации международных исследовательских агентств Gallup International провели международный опрос, чтобы выяснить, какая модель государственного устройства больше нравится гражданам – государство с обширной социальной защитой и высокими налогами или государство с низкими налогами, но где граждане преимущественно должны рассчитывать сами на себя.
Как и следовало ожидать, многие европейцы придерживаются именно первой точки зрения. Главным образом, это жители таких стран, как Швеция, Финляндия, Норвегия, Испания, Дания и Исландия. В то же время жители стран Центральной и Восточной Европы, наоборот, склонны считать, что лучше платить меньше налогов, но и разбираться со своими проблемами самому.
Так или иначе, высокие расходы на социальную защиту в определенной мере выгодны и государству. Власти таким образом пытаются поддержать высокий уровень потребления у населения. Чтобы пенсионеры брали ипотеку, чтобы безработные покупали не только еду, но и тратились на развлечения, чтобы бедные могли совершать крупные покупки. Власти пытаются удержать высокий спрос, чтобы он стимулировал рост промышленного производства, сельского хозяйства, а, значит, и государства в целом.
Еще один подход основан на том, что каждый гражданин – это потенциальный работник, который создает товары и услуги, имеющие стоимость, а также он – источник налоговых поступлений. Чем выше качество жизни человека, тем дольше он проживет и тем больше создаст благ и заплатит налогов.
Впрочем, и сама государственная система в ЕС позволяет все это реализовать. Проценты, которые отчисляются с высоких зарплат, действительно ощутимы, а благодаря низкому уровню коррупции, основная часть денег все же доходит до получателей.
Тем временем в России
Россияне, которых опросили Gallup International, больше склонялись к тому, чтобы платить меньше налогов, но и требовать взамен меньшей социальной поддержки. Впрочем, в нашей стране это так и происходит.
В России доля расходов на социальную сферу относительно нашего ВВП несоизмеримо меньше. По итогам 2015 года она составляла 5,1%, а в 2016 году достигла 5,3%. В денежном выражении по итогам года эта сумма составила 4598,48 млрд рублей, при этом наибольшая доля от этих расходов приходится на выплаты пенсий – свыше 71%. Другие меры поддержки играют куда меньшую роль. На охрану семьи и детства уходит 9,8% от социальных расходов, а на другие виды социальной помощи еще 8,9%.
Относительно других расходов нашего бюджета траты государства на социальную политику – это самая внушительная статья, на нее приходится около 27%, если сравнивать не с ВВП, а с расходами Федерального бюджета. Это больше, чем мы тратим на национальную оборону или правоохранительную деятельность.
Но если сравнивать расходы с европейскими, то наши несоизмеримо меньше. Это связано с тем, что и доходов в государственную казну идет тоже намного меньше, чем у многих государств ЕС, и это несмотря на поступления от углеводородов и налогов от граждан и бизнеса. Согласно справочнику ЦРУ, в долларовом выражении доходы федерального бюджета России оценивались на 2016 год в $200,7 млрд. Это в 6,5 раз меньше, чем доходы Франции, в 7,8 раз меньше, чем доходы Германии, в 4,34 раза меньше, чем у Испании, в 5,1 раз меньше, чем у Италии и Великобритании. Список можно продолжать.
Стоит заметить, что те суммы, которые выплачиваются в качестве социальной помощи, не помогают бороться с бедностью. Научно-исследовательский финансовый институт НИФИ в своем докладе, посвященном эффективности соцподдержки, отметил, что, несмотря на то, что государство утвердило очень широкий перечень выплат и льгот (более 800 федеральных и еще около 100 по регионам) все эти меры малоэффективны. Социальную поддержку получают около 65% россиян и 84% малоимущих, однако из 1 рубля, выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит только 25 копеек.
При этом авторы пишут, что социальная поддержка чаще всего оказывается не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством – в среднем на это уходит 700 млрд рублей. В основном это соцпакеты госслужащим и военным.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка