Таможня

Особенности национальных таможен: Финляндия

Ежегодно тысячи россиян проходят через финскую таможню, однако большинство из них даже не подозревают, что рядом с российской границей обосновалось одно из самых лучших ведомств в мире. По крайней мере, по оценкам Всемирного банка, опубликованным летом 2016 года. Согласно индексу эффективности таможенной логистики, финская таможенная служба занимает четвертое место в мире, уступив лишь Германии, Люксембургу и Швеции. Для сравнения, Россия в этом рейтинге, охватывающем 160 стран, занимает лишь скромное 98 место.  Транспортные фирмы и участники ВЭД высоко оценили уровень качества услуг, эффективность администрирования и низкий уровень бюрократии. Кроме того, финскую таможню отличают и некоторые другие особенности.

 

«Антибюрократическая» оргструктура

По сравнению с Россией, финские таможенные органы имеют гораздо более скромные ресурсы. Всего в ведомстве трудится немногим более 2,2 тысяч человек, в то время как в российских таможенных органах, для сравнения, трудится около 55 тысяч человек. При этом поступления от деятельности ведомства составляют около 10 млрд евро ежегодно – это около 30% всего дохода бюджета страны.

Саму организационную структуру также едва ли можно назвать трудной и разветвленной, она скорее напоминает коммерческую фирму, нежели типичную государственную бюрократическую машину. Подчиняется ведомство Министерству финансов, а в своей структуре имеет всего лишь три уровня – генерального директора, подчинённых ему подразделений и четыре департамента, разделенных по основным функциям таможенного дела.

zxcv

В таком виде таможенные органы начали работу с 1 января 2014 года - внедрение электронного декларирования потребовало от ведомства организационных изменений.

 

Другие приоритеты работы

По сравнению с российской, финская таможня по-другому смотрит на свои основные задачи. По мнению Тапани Эрлинга – бывшего начальника ведомства, российская таможня видит свою первостепенную задачу в финансовом обеспечении государства. При этом идёт «строгий надзор», и все компании находятся под подозрением. Как отмечает Эрлинг, одной из главных целей является и предупреждение преступности. В результате в таких условиях ускорение таможенных процедур и торговли отодвигается на второй план. И эти слова действительно подтверждают наши отчеты ФТС или документы по планированию – контрольные показатели по пополнению бюджета и выявлению правонарушений у наших таможенных органов всегда на первом месте.

В свою очередь, по мнению Эрлинга, в Финляндии и Евросоюзе основываются на том, что все компании действуют по правилам, и нарушения – это скорее исключения из правил, поэтому главный акцент таможенные органы ставят на беспроблемное передвижение и ведение торговли.

 

Современные электронные технологии действительно работают

Как и в остальных государствах Европейского союза, в Финляндии применяются современные таможенные технологии. Ещё в 2000 году в таможенных органах на базе международных стандартов начало работать «Единое окно» Финляндии – система PortNet, которая и сегодня обслуживает порты и содержит информацию о всех судозаходах за последние 20 лет. С помощью электронной системы судовой агент или оператор терминала морского порта может предоставлять все необходимые сведения государственным органам, формировать документацию и выполнять различные функции. Система позволяет не только в минимальные сроки осуществлять все формальности, а также позволяет отслеживать грузы. Кроме того, на входе система запрашивает всего лишь три документа и, кроме того, не использует закрытых каналов связи, достаточно обычного Интернета.    

Позже были разработаны системы AREX и ELEX – электронные таможенные системы для оформления торговых деклараций на импортируемые и транзитные грузы и для обработки экспортных деклараций.

Чтобы ввезти товар в страну необходимо заполнить общую декларацию прибытия – её подаёт перевозчик или его представитель не позднее, чем за час до прибытия груза на территорию Финляндии. Далее электронная система предоставит декларанту номер «MRN», по котором декларацию можно будет найти на пограничном таможенном посту страны.  При ввозе товаров необходимо предоставить таможенную декларация. Она также оформляется в электронном виде с помощью системы «Web AREX». Декларацию необходимо предоставить в течение 20 дней от даты ввоза при автомобильных или железнодорожных перевозках и в течении 45 дней при перемещении морским транспортом.

В самой декларации содержится не только информация о наименовании товара и его характеристиках, но и данные об импортной лицензии или разрешениях на ввоз. Все эти сведения проверяются таможенниками в том числе в рамках системы управления рисками, и они могут запросить у импортера дополнительные сведения и документы.

Также с 2010 года в Финляндии работает предварительное электронное информирование – за её подачу чаще всего отвечает перевозчик. Она позволяет контролировать своевременное прибытие или убытие товаров и полноту предоставляемой информации.  

Несмотря на то, что на первый взгляд все эти технологии кажутся простыми, и не такими уж инновационными, они имеют ряд неоспоримых преимуществ, до которых российской таможне пока ещё далеко. AREX  - полностью бесплатная система, в которой достаточно заполнить только регистрационную форму через Интернет. Более того, ни Portnet, ни AREX не используют электронно-цифровую подпись, и не создают тем самым неудобств для участника ВЭД.

Во многом этого удалось достичь благодаря тому, что в Евросоюзе действует система EORI  - Economic Operator Registration and Identification  - система регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов.  В рамках неё каждому субъекту ВЭД – импортеру, экспортеру, перевозчику или владельцу склада, согласно правилам ЕС, необходимо получить специальный номер, заполнив соответствующую анкету. Этот номер постоянный и используется при осуществлении всех внешнеторговых сделок и таможенных операций на территории ЕС и указывается в документах. Получить его сравнительно легко – требуется заявление и документы юридического лица. EORI широко применяется таможенными и другими органами власти при обмене информацией а также для анализа рисков.

 

Основа работы – управление рисками

Планомерная работа по внедрению СУР в таможне Финляндии началась в 2007 году. Теперь управление рисками охватывает все основные таможенные процессы, которые ведутся в ведомстве, как того требуют рамочные стандарты безопасности облегчения мировой торговли ВТамО.  В 2009 году Таможня Финляндии создала Национальный центр анализа рисков (NRAC), который функционирует в Хельсинки, Турку и Торнио и активно сотрудничает с электронными Центрами таможенного оформления.  Он устанавливает общие правила по рискам в рамках всей СУР, выдает указания относительно того, какие группы товаров необходимо усиленно контролировать, а также осуществляет иную аналитическую работу и предоставляет отчеты.  Кроме того, он активно сотрудничает с другими подразделениями таможенных органов, которые могут предоставить ему важную информацию в сфере аудита компаний, таможенного контроля или данных полиции.  

Сама система управления и контроля рисков называется «RITA». В рамках неё проводится анализ рисков на основе данных о своих внешнеторговых операциях, а также информации других таможенных служб – преимущественно стран ЕС.   Особое внимание уделяется, так называемому, поведенческому анализу рисков, при которых оценивается сам экономический оператор - экспортер, импортер, перевозчик или владелец склада. При этом учитываются показатели деклараций, исторические данные о поставках, сотрудничающие компании – экспортеры и лица, ответственные за транзит.

 

Кадры решают всё

Новым кадрам на финской таможне уделяется особое внимание. Многосторонним обучением в сфере таможенного дела занимается непосредственно само ведомство. В структуре Административного департамента существует отдел подготовки кадров, в котором также есть своя руководящая группа. Обучение делится на общеознакомительный курс, курс начальной подготовки и дополнительное профессиональное обучение и повышение квалификации. Важно отметить, что обучение не только бесплатное, но сотрудникам на период учебы ещё и выплачивается зарплата.

После того, как нового сотрудника принимают на работу, на протяжении двух месяцев он проходит общеознакомительный курс, а затем - курс начальной таможенной подготовки и дополнительные курсы, которые могут длиться от 2,5 до 3 лет. Ведомство также имеет собственную Таможенную школу, которая находится в г. Хельсинки. При этом в образовательный процесс вовлечены разработчики обучения, инструктора и преподаватели, в том числе из действующих работников таможен.

Конечно, система таможенного образования существует и в России – действуют не только отдельные курсы, и факультеты в разных ВУЗах и даже Российская таможенная академия, однако практическому обучению внимание не уделяется. Усугубляют ситуацию сегодня и образовательные стандарты, которые с таможенным образованием никак не уживаются. В результате, придя в таможенные органы, выпускники испытывают трудности, не понимая даже основ своей работы, несмотря на пять лет, проведенные в ВУЗе. При этом обучением работе в отделах занимаются крайне редко, поскольку это мешает выполнению трудовых функций. В среднем на адаптацию уходит около полугода, но даже при этом молодые таможенники далеко не всегда компетентны по многим вопросам.

Таким образом, таможня Финляндии недаром занимает четвертое место в мире. При этом выигрывает у других она не за счет передовых и инновационных технологий, а за счет отсутствия бюрократии, простоты и лаконичности во многих процессах, а также следованию международным стандартам. Финнам удалось избежать дублирования одних и тех же функций в обычной работе и информационном взаимодействии, свести на нет бюрократию и, фактически, сделать намного доступнее таможенную сферу для участника ВЭД.   

 

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы