К чему приведёт налоговый манёвр Минфина?
Как только отгремели выборы, стало известно о возможном повышении налогов с 2017 года. В Минфине ещё не решили, что именно увеличивать – НДС или отчисления с зарплат – но, видимо, других вариантов латания дыр бюджета не осталось, раз идут разговоры об этом. Повышать, понижать или не трогать? Экономисты Высшей школы экономики рассуждают о предложении министерства увеличить нагрузку на заработную плату и повысить налог на добавленную стоимость.
Выборы прошли, теперь – о налогах
Накануне «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщили, что в Минфине хотят ввести единую ставку страховых взносов для всего зарплатного фонда.
На данный момент ставки разнятся. С зарплат до 796 тысяч рублей работодатели отчисляют 22% в Пенсионный фонд, 5,1% – в Фонд медицинского страхования и 2,9% – в Фонд социального страхования. С зарплат свыше этой суммы – 10%, при этом ФСС обнуляется. То есть в совокупности сейчас работодатель платит с зарплаты от 15,1% до 30% в зависимости от размера заработной платы сотрудника.
В министерстве предлагают для всех в 2017 году ввести единую ставку – в 29%, а затем её снижать: в 2018 году – до 28%, а в 2019 году – до 26%.
Есть у Минфина и альтернативный вариант – повысить полную ставку НДС до 20% с 2017 года, 10%-ю льготную ставку увеличить с 2019 года до 12%, а затем каждый год повышать её на 2%, пока она не достигнет 20%.
Налог на расходы как новая реальностьСейчас ставка НДС составляет 18%. Но на ряд социально важных позиций действует льготная ставка в 10% (к примеру, на продажу мяса, растительного масла, соли, хлеба, товаров для детей, билетов на внутренние авиарейсы), а на некоторые – нулевая (например, на экспортные товары, международные грузовые и пассажирские авиаперевозки, на проезд в пригородных поездах).
Ровно наоборот
В кризис нужно налоги не повышать, а понижать, считает директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. Именно это поможет добиться экономической активности бизнеса, а не увеличение нагрузки, обсуждаемое Минфином. Это первая проблема, вторая – на что пойдут «сверхналоги», если их начнут собирать?
– Страна находится в экономическом кризисе. Если мы хотим из кризиса выходить, то надо налоги не повышать, а снижать. Нужно добиться экономической активности. Если мы этого добьёмся, у нас вырастет налоговая база, и бюджет ничего не потеряет, – объясняет Василий Солодков.
– Допустим, мы сейчас увеличим страховую часть, но что это будет по факту означать? Люди у нас и так не понимают, на что их деньги идут, которые они платят государству: то ли они идут на войну в Сирии, то ли они идут на «крымнаш», то ли они тратятся на дачу Медведева в районе Плёса. Треть государственного бюджета у нас непрозрачна, – добавляет экономист.
Унификация страховых взносов с зарплатного фонда в конечном счёте уведёт зарплаты в тень и ничего не даст бюджету, как и в случае с НДС, полагает Василий Солодков.
– Те, кто много зарабатывает, будет получать по серым схемам – кроме оклада. Есть люди, у которых зарплата в 100, 200, 300 тысяч рублей в месяц, их отчисления в Пенсионный фонд несравнимы с тем, что они получат, когда выйдут на пенсию. Естественно, они будут свои доходы прятать. Такого рода вещи на самом деле приводят не к росту доходов бюджета, а, наоборот, к их сокращению, – говорит экономист.
Чтобы поддержать экономику, нужно снизить налоговую нагрузку на бизнес на период кризиса, отказаться от военных манёвров и сократить военные расходы, подытоживает экономист. Основное внимание, по его мнению, нужно уделить традиционно игнорируемым сферам – медицине, науке и образованию. А также – инвестиционному климату в целом.
Плохой знак
По словам профессора департамента финансов НИУ ВШЭ Александра Абрамова, предложенные меры Минфином – знак того, что с нашим бюджетом совсем всё плохо.
– Это предложение исходит от необходимости и свидетельствует о том, что в рамках действующей парадигмы сверстать бюджет с тремя процентами дефицита не получается. Повышение НДС – это очень тревожный сигнал: государство, чтобы сбалансировать бюджет, вынуждено уже даже не у нефтяников деньги брать, а прямиком залезать в карман населения. Это, конечно, плохо, – говорит экономист.
Однако Александр Абрамов не разделяет мнения своего коллеги о том, что в кризис нужно снижать налоги. Он считает, что в кризис лучше вообще не трогать налоги. Повышать нельзя – потому что бизнесу нужна стабильность. Понижать нельзя – потому что это может привести к дыркам в бюджете, что значительно хуже для экономики, чем нынешняя ставка НДС в 18%.
– Иметь сбалансированный бюджет сейчас очень важно, потому что недофинансированный бюджет – это, значит, инфляция, а из-за инфляции валютный курс летит, нестабильность всего. Конечно, это приоритет. Но при этом бизнесу нужна налоговая стабильность. Налоговое бремя бизнес принимает плохо, когда оно нестабильно, тогда возникает желание уйти от таких налогов. Я не думаю, что нужно снижать налог на прибыль – у нас одна из самых низких ставок по сравнению с США и европейскими странами – но и повышать не стоит, – объясняет профессор ВШЭ.
Экономист соглашается с тем, что повышение страховой ставки до «потолка» – до 22% – приведёт к отказу от белых зарплат: «Это будет стимулировать бизнес уйти в серую зону расчётов».
Цены на импортную технику могут взлететь на 35-40%Все силы на инвесторов
Чтобы решить экономические проблемы в целом и дефицит бюджета в частности, нужно идти другим путём, считает экономист. Надо «работать над стратегией роста», которая заключается в простой вещи – повышении привлекательности для инвесторов – и представляет собой два этапа: сначала улучшаем среду для предпринимательства, а потом понижаем кредитные ставки. Эта последовательность очень важна.
– Будет расти экономика – будут расти отчисления в бюджет. Для этого надо улучшать инвестиционную среду, принимать прорывные решения в тех областях, в которых они не делаются, и после этого снижать ставку и другими экономическими способами стимулировать бизнес. Но ключевое – инвестиционный климат. Нельзя снижать ставку, ослаблять денежно-кредитную политику без решения проблемы инвестиционного климата, иначе все эти избытки денег окажутся либо за границей, либо на валютном рынке. Нужно быть осторожным, и в принципе Центральный банк таким и является. Но предприниматели пока не видят своей перспективы, они не знают, какой будет долгосрочная экономическая политика правительства. И повышение налогов только усугубит это, – говорит Александр Абрамов.
Другие эксперты также отмечают, что повышение НДС до 20% может привести к росту инфляции. По некоторым оценкам, рост НДС на 1% может увеличить инфляцию на 0,4-0,6%.
Ранее председатель Госдумы Сергей Нарышкин допустил возможность появления в стране налога для богатых. При этом он отметил, что окончательное решение о введении прогрессивной шкалы налогообложения надо «принимать аккуратно». По словам экономистов, всё это тоже будет способствовать росту серых схем, а не пополнению бюджета.
– Я вас уверяю, если будет введена прогрессивная шкала налогообложения, количество чёрных зарплат возрастёт в разы, – говорит директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.
Реальные доходы падают
Между тем, Росстат сообщает о падении реальных располагаемых доходов россиян (тех средств, которые остаются после уплаты всех обязательных платежей и которые человек может потратить по собственному усмотрению) на 8,3% в августе по сравнению с августом прошлого года. Это максимум за последние семь лет: в августе 2008 года падение составляло 10,7%.
Реальные доходы россиян сокращаются на протяжении 22 месяцев подряд, при этом в июле темпы падения стали ускоряться: в июне доходы упали на 4,8%, в июле – уже на 7,3%. В последний раз прирост реальных доходов в годовом исчислении был зафиксирован в октябре 2014 года.
В номинальном выражении падение доходов граждан России в августе ниже: в среднем доходы сократились на 1,1% и составили около 30,9 тысячи рублей.
В конце июля 2016 года Высшая школа экономики опубликовала итоги исследования уровня жизни россиян: доля людей, которым не хватает денег на покупку одежды и еды, была оценена в 41,4%.
По оценке заместителя министра экономического развития, зампреда Внешэкономбанка Андрея Клепача, реальные доходы россиян вернутся на докризисный уровень к 2020 году.
Понравился материал? Поддержи Провэд News!
Подписка