Аналитика

Рынок международных контейнерных перевозок: основные игроки и тенденции развития

Мировой океан занимает ¾ от поверхности земли и служит самой важной транспортной артерией, с помощью которой перевозится большая часть  грузов во все страны мира. Особенно важную роль в этом играют перевозки контейнерами.  Уровень контейнеризации достиг на данный момент 50-60% от общего числа всех морских перевозок, а если рассматривать только генеральные грузы, т.е. грузы штучные, перевозимые в упаковке, то доля их перевозок в контейнерах составляет более 90%.  Это объясняется удобством таких перевозок и их относительно невысокой ценой.

 

В 2012 году произошло много политических и экономических событий, которые также оказали влияние и на рынок  контейнерных перевозок. В результате, уменьшение роста развитых экономик привело к падению темпов развития количества перевозок. Большое влияние оказал и рост цен на топливо. Если в 2011 году растущие цены на нефть уже принесли огромные убытки перевозчикам, то их продолжающийся рост в 2012 г. оказал ещё более негативное влияние на отрасль.  В течение только первых 3 месяцев 2012 г. средняя цена на топливо увеличилась с 100,8 долл. до 115,5 долл. за баррель. По состоянию на август 2012 г. средняя цена выросла уже до 117,7 долл. за баррель (ср. с 82,4 долл. за баррель в январе 2011 г.). В результате многие перевозчики подняли топливную надбавку.

В целом же для рынка контейнерных перевозок характерен подъем. За последние годы среднемировой рост составил 9%. Однако в 2012 году его темпы роста немного уменьшились.

Контейнерные перевозки, рис.1,ПРОВЭД

Непосредственно для 2012 года было характерен рост, осуществляющийся низкими темпами. По сравнению с 2011 годом контейнерооборот увеличился только на 4%.

Контейнерные перевозки,рис.2,ПРОВЭД

Снижение общих темпов роста объясняется, в первую очередь, и снижением роста общемировых объемов экспорта и импорта.

Темпы роста по регионам по сравнению с 2011 годом представлены на рисунке ниже:

Контейнерные перевозки,рис.3,ПРОВЭД

В целом по большинству регионов в 2012 году контейнерооборот был ниже, чем в предыдущем году, а в Западной Европе он вообще уменьшился. Этот факт наглядно иллюстрирует кризис Еврозоны. Сокращение инвестирования и потребления в Европе за 2012 год особенно отразилось на перевалке импортных товаров в порту Гамбург, где контейнерооборот снизился на 1,7%. Контейнерооборот в Восточной Европе увеличился только на 13% (против прошлогодних 23%).  Эксперты связывают это со снижением привлекательности портов на Балтике из-за ограниченности использования их территорий.

Увеличили темпы роста контейнерооборота Африка и Северная Америка. С ростом международной торговли в африканских странах, операторы терминалов наращивают инвестиции в развитие контейнерных терминалов в Африке. Таким образом, африканские контейнерные терминалы представляют огромный потенциал развития. Рост контейнерооборота в США связывают, прежде всего, с ростом перевалки грузов в порту Лос-Анджелес.

Следует отметить и основные порты, которые в 2012 году стали лидерами по перевалке контейнеров.

 В категории «перевозка контейнеров» Шанхайский порт второй год подряд находится на первом месте: в прошлом году через него было перевезено 31,73 млн. стандартных морских контейнеров. За Шанхаем с небольшим отставанием расположился Сингапур — немногим менее 30 млн. контейнеров. Большую роль в повышении объема контейнерных транспортировок играют компании из Латинской Америки и Африки. При этом 6 самых крупных портов находятся именно в Китае.

Контейнерные перевозки,рис.4,ПРОВЭД

Все порты Азии демонстрируют рост контейнерооборота, кроме Гонконга. По мнению ряда экспертов, Гонконг переживает очередное падение, сродни тому, которое произошло 2009 году после относительно успешного для контейнерооборота 2008 года. На дальнейшее развитие ситуации аналитики смотрят по-разному, но все они сходятся во мнении, что порт Гонконг «теряет форму».  Падение контейнерооборота в Роттердаме связано с уменьшением торговли в Западной Европе в целом.

Что касается маршрутов перевозок, то темпы роста перевозок из Европы в Азию оказались выше на 4%.  Контейнерный поток  Азия - Европа с начала года демонстрировал спад в каждом месяце при сравнении с аналогичными периодами 2011 года. (Исключение составил только февраль.) Объемы июньского импорта оказались ниже показателей марта, апреля и мая. В целом загрузка в направлении Азия-Европа упала почти на 7 % за первые пять месяцев 2012 года. В то же время контейнерный экспорт из Европы в Азию остается ровным, с небольшим ростом на 0,6% во втором квартале. Это было вызвано изменением тарифов на перевозку, а также сокращением мощностей в некоторых портах.

Контейнерные перевозки,рис.5,ПРОВЭД

Однако направление Азия-Европа демонстрировало такую динамику не в каждый месяц. Резкий скачок контейнерных перевозок произошел в январе.  Генераторами данного роста стали Восточное Средиземноморье и Черное море. Самый позитивный тренд доставки контейнеров из Азии в Европу зафиксирован в направлении стран восточной части Средиземного и Черного морей. Контейнерооборот здесь в январе вырос на 6,8% – до 225 772 TEU. На линиях в Северную Европу рост составил 2,3% – до 850 219 TEU. Многие эксперты полагают, что и в этом году рост перевозок будет кратковременным. Дело в том, что он традиционно обусловлен активизацией индустрии в КНР перед китайскими новогодними праздниками. Опыт показывает, что многие производственные мощности в Китае закрываются во время празднований в феврале, и поэтому они стараются доставить продукцию заказчикам заранее, что и провоцирует рост перевозок в январе.

Карта динамики контейнерных перевозок по всем регионам в перспективе до 2015 представлена ниже.

Контейнерные перевозки,рис.6,ПРОВЭД

Кроме того, рост к 2015 году в арабских странах ожидается на уровне 6,5%, а также по другим странам - 5,9%.

Ещё одной важной тенденцией всего рынка является дисбаланс между спросом и предложением.

Спрос на контейнерные перевозки по годам представлен ниже.

Контейнерные перевозки,рис.7,ПРОВЭД

Наибольшая потребность в контейнерах возникает в азиатских странах. И с каждым годом эта тенденция усиливается.

Предложение же демонстрирует иную динамику.

Контейнерные перевозки,рис.8,ПРОВЭД

Разбалансированность между спросом и предложением на контейнерном рынке произошла во время кризиса 2009 г., и за минувшие годы этот разрыв из-за крупномасштабных поставок нового тоннажа высокой вместимости так и не был преодолен. Предложение сильно превышает спрос, и преодолеть эту тенденцию по прогнозам мы сможем лишь в 2015 году.

Чтобы противодействовать сложившейся ситуации, фирмы снижают скорость хода контейнеровозов и выводят суда из эксплуатации на отстой. Помимо постановки судов на прикол, достаточно серьезным инструментом восстановления баланса спроса и предложения является ускоренное списание старых судов. При этом на скрап могут уходить не только физически устаревшие суда возрастом свыше 22 - 25 лет, но и морально устаревшие контейнеровозы возрастом менее 20 лет (с неоправданно высоким расходом топлива и/или не отвечающие требованиям международных конвенций в сфере охраны окружающей среды).

2. Ведущие игроки рынка контейнерных перевозок

 

Как и на любом рынке, на рынке контейнерных перевозок есть свои компании лидеры. Они представлены на рисунке ниже.

Контейнерные перевозки,рис.9,ПРОВЭД

На начало сентября 2012 года лидером на рынке океанских грузоперевозок являлась компания «APM-MAERSK», которая оперировала 2,6 миллионами TEU и занимала солидные 16% рынка. В арсенале «Maersk» числится 611 судов, из которых 234 принадлежат непосредственно компании. Серебряным призером стала «MediterraneanShgCo», которая зафиксировала грузооборот в 2,12 миллионов TEU и контролировала 13,1% рынка. Ее флот насчитывает 457 кораблей, из которых 193 находятся в собственности. На третьем месте – «CMACGMGroup» с 1,35 миллионами TEU и 8,1% рынка. Флот этой компании насчитывает 405 судов, из которых 89 принадлежат компании. На четвертом месте находится «COSCOContainerL» c 0,72 миллионами TEU, а на пятом – «EvergreenLine» с чуть меньшим объемом. Однако, исходя из количества заказанных кораблей «EvergreenLine» в ближайшее время обойдет «COSCOContainerL».

На рисунке представлены компании-лидеры по контейнерообороту и числу судов, находящихся в эксплуатации.

Контейнерные перевозки,рис.10,ПРОВЭД

Общей тенденцией для всех компаний стало увеличение ставки фрахта. Из-за высоких издержек в 2011 году, в первую очередь, вызванных повышением цен на бункерное топливо, а также из-за низких ставок фрахта, компании зачастую даже не могли компенсировать  себестоимость перевозок. Например, в середине декабря 2011 г. средние спотовые ставки на контейнерные перевозки в направлении Дальний Восток – Северная Европа/Средиземное море находились на уровне 499-626 $/TEU, в то время, как себестоимость одной ячейки вместимости, на том же направлении, оценивалась специалистами на уровне 650-1200 $/TEU. Потери перевозчиков за четвертый квартал 2011 года представлен на рисунке ниже.

Контейнерные перевозки,рис.11,ПРОВЭД

Чтобы такого не произошло, компании приняли решение повышать ставку фрахта. В течение первого и второго этапа - с декабря 2011 года по март 2012 года ставки были повышены. Рост составил около 27%. Однако к апрелю 2012 года данная мера показала результаты отрицательные.  Компания Maersk Line показала убыток в размере $599 млн. Подобный результат показали также: Neptune Orient Line, Hapag Lloyd, Hanjin Shipping, CSAV и др.

Далее в апреле 2012 г. был предпринят третий, а затем и четвертый этап повышения ставок. В начале мая в направлении Шанхай – Северная Европа/Средиземное море уровень ставок, согласно SCFI, достиг рекордного уровня в 1934-2033 $/TEU. В августе-сентябре также планировалось провести повышение ставок, но этого не произошло. Шанхайский фрахтовый индекс контейнерного тоннажа (SCFI), составлявший в начале августа 1369,57 пункта к середине сентября вышел на отметку в 1285,63 пунктов, снизившись на 83,94 пункта. Далее к концу года наблюдалось снижение ставки фрахта.

Контейнерные перевозки,рис.12,ПРОВЭД

В результате этого, по сравнению с 2011 годом положительные результаты достигнуты все же были.

Интересным моментом стало и то, что в 2012 году клиенты ведущих компаний стали доверительнее относится к перевозчикам, т.к. увеличилась надежность перевозок. Об этом говорит и отраслевой график надежности судов, который публикуется компанией DrewryMaritimeResearch.

Контейнерные перевозки,рис.13,ПРОВЭД

Компании «Maersk» и «Hanjin» не только сохранили свои лидирующие позиции в качестве двух наиболее надежных крупных перевозчиков, но и улучшили свои показатели в первом квартале. На основании регулярных обследований, «Maersk» имела лучшие в мире показатели во втором квартале 2012 года на уровне 91,4 процента, при этом в прошлом квартале эта оценка оставляла 89,8 процента.

Семнадцать из двадцати семи основных контейнерных линий получили показатель надежности выше 75,7 процентов, что составляет средний уровень по отрасли. Только семи компаниям не удалось улучшить свои оценки по сравнению с предыдущим кварталом. Однако аналитики делают неутешительные прогнозы. Из-за давления со стороны экологических организаций при росте фрахтовых ставок, расходы на экологическую модернизацию будут обременительны, и данный индекс покажет снижение надежности.

Далее рассмотрим, как 2012 год сказался на деятельности конкретных компаний, перевозящих контейнеры.

Основные компании на мировом рынке контейнерных перевозок:

1. APM-Maersk

Контейнерные перевозки,рис.14,ПРОВЭД«Maersk Line» является дочерней компанией датской корпорации «AP Moller-Maersk» дебютировавшей на международной арене в 1904 году. Флот контейнеровозов этой группы широко известен за пределами Европы. В настоящее время компания «Maersk Line» располагает около 500 судов-контейнеровозов общей вместимостью около 19000000 контейнеров двадцатифутового эквивалента. 

В настоящее время компания располагает парком из около 500 контейнеровозов вместимостью около 19, 00 000 TEU (Twenty-футовый эквивалент). Прибыль Maersk Line в 2012 году составила $461 млн. против $553 млн. убытков в 2011 году. Фрахтовые ставки поднялись на 1,9%, а объемы — на 5% по сравнению с предыдущим годом. Группа прогнозирует дальнейший рост прибыли Maersk Line в этом году, основываясь на сокращении затрат и ожидаемом росте морских контейнерных перевозок на 4-5%.

2. Mediterranian Shg Co

Контейнерные перевозки,рис.15,ПРОВЭДСредиземноморская судоходная компания (сокращенно MSC), это швейцарская международная компания, специализирующаяся на перевозках, которая была создана в 1970 году.

На сегодняшний день организации принадлежит около 456 контейнеровозов. Эта корпорация сегодня оценивается как одна из самых обширных грузовых компаний в мире. В 2012 году компания получила чистую прибыль в размере 4161608 евро, что меньше результата предыдущего года ( в 2011 году прибыль составляла 4436357 евро)

3. CMA CGM Group

Контейнерные перевозки,рис.16,ПРОВЭДФранцузская компания «CMA CGM» является ведущей организацией контейнерных перевозок, образовавшейся в 1978 году в результате слияния нескольких судоходных фирм. Сегодня компания «CMA CGM» располагает флотом более 350 судов, ведущих контейнерные перевозки по 150 маршрутов.  

Консолидированный доход в 2012 году составил $15,9 млрд., превысив на 7% результат 2011 года на $14,9 млрд. Объем перевозок вырос на 6%, до 10,6 млн. TEU, по сравнению с 10,0 млн. годом ранее.

В течение года, CMA CGM успешно реализовала свой план, позволивший сэкономить $800 млн., что намного превысило запланированный уровень.

4. COSCO Container L.

Контейнерные перевозки,рис.17,ПРОВЭД«COSCO» аббревиатура от «China Ocean Shipping Company» широко известна среди ведущих компаний занимающихся контейнерными перевозками. В настоящее время деятельность компании распространена в 40 странах с флотом, состоящим из 150 контейнеровозов. 2012 год - уже второй убыточный год для Cosco. В 2011 году государственная компания понесла потерю прибыли более чем на 10 миллиардов юаней (1,7 миллиардов долларов США). Однако убыток прогнозировался экспертами компании ранее.

 

5. Hapag Lloyd

Контейнерные перевозки,рис.18,ПРОВЭДПервоначальное название Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft. Компания была создана в Гамбурге в 1847 году для совершения рейсов через атлантический океан. Вскоре она стала самым большим пароходством в Германии, а затем и во всем мире. 1 сентября 1970 года, после 123 лет независимого существования, HAPAG слилось с основанным в Бремене предприятием Северогерманский Ллойд, в результате чего сформировалась новая компания — Hapag-Lloyd AG.

Выручка Hapag-Lloyd в 2012 году возросла на 12,1% в сравнении с 2011 годом - до 6,84 млрд евро. Как указано в сообщении компании, чистая прибыль группы составила 128 млн евро. Объем перевозок вырос на 1,1% - до 5,3 млн TEUs, уровень ставок фрахта увеличился на 3,2% - до $1581 за TEU. В связи с тяжелой рыночной ситуацией, Hapag-Lloyd отложила ввод в эксплуатацию последних трех контейнеровозов из серии судов вместимостью 13,2 тыс. TEUs со второй половины 2013 года на март и апрель 2014 года. Кроме того, компания намерена более гибко использовать соотношение собственного и привлеченного тоннажа.

6. APL

Контейнерные перевозки,рис.19,ПРОВЭДАббревиатура «American President Lines» является дочерней фирмой сингапурской компании «Orient Shipping Lines», основанной в 1848 году, и не так давно в 2008 году конгломерат отметил свое 160-летие. Примечательной особенностью компании «APL» является то, что она стала первой организацией, которая успешно обеспечивает морские перевозки больших контейнеров 40-футового эквивалента на коротких маршрутах. 

 В 2012 году доход составил 7,9 млрд. долл. В компании работает контейнерный флот, в том числе 153 контейнеровоза.

7. Evergreen Line

Контейнерные перевозки,рис.20,ПРОВЭДКитайская компания «Evergreen Marine Corporation» была основана в 1968 году. В настоящее время судоходная компания имеет офисы по всему миру, а флот ее контейнеровозов составляет более 160 морских судов, и считается одной из крупнейших грузовых судоходных компаний в мире. В 2012 году

 

Чистый доход компании составил в 2012 году 4,4 млрд. долл. Увеличив показатель на 36,3% по сравнению с предыдущим годом.

 

8. CSCL

Контейнерные перевозки,рис.21,ПРОВЭДКомпания «CSCL» аббревиатура «China Shipping Container Lines» находится в Шанхае. Начав свою работу в 1997 году, компания вскоре поднялась до ведущих высот в отрасли транспортировки контейнеров. Компания пользуется широким спросом на биржах Гонконга и Шанхая.

 

В 2012 году компания получила чистую прибыль в размере 83,6 млн. долл. Против убытка в 2011 году в размере 2,74 млрд. долл.

 

9. Hanjin Shipping

Контейнерные перевозки,рис.22,ПРОВЭДЮжнокорейская компания «Hanjin Shipping Company» является одной из крупнейших азиатских организаций обеспечивающих мировой грузооборот. В настоящее время компания имеет грузовой потенциал более 1 миллиона тонн ежегодно и парк около 60 судов. В 2003 году компании «Hanjin Shipping Company» и «COSCO» сформировали стратегический альянс, который обеспечит обеим организациям укрепление позиций контейнерных перевозок на маршрутах Азия - Европа.

Компания в 2012 году потеряла 565,7 млн. долл.

Отраслевые аналитики согласны, что 30 крупнейших океанских перевозчиков будут и дальше оптимизировать использование своих активов, увеличивая время выдержки контейнера. По словам аналитиков - тенденции по ликвидации устаревших мощностей по-прежнему сильны. В свете медленно развивающегося спроса этот фактор можно скорее назвать положительным, так как он увеличивает техническую модернизацию отрасли.

Таким образом, видно, что прибыли компаний ожиданиям и возможностям явно не соответствуют, не смотря даже на существенное повышение тарифов. Многие из перечисленных компаний даже работают в убыток. Подобные тенденции сохранились и в 2013 году. В первом полугодии прибыли многих компаний начали падать. В связи с этим, летом 2013 года компании решили объединить усилия: о намерении создать бизнес – альянс сообщили датская компания Maersk Line, швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) и французская CMA CGM. Эти фирмы занимают первые три места в индустрии, соответственно. Гиганты контейнерных перевозок приняли решение создать общую сеть обслуживания по трем наиболее популярным и загруженным направлениям.

Ведущие мировые эксперты в области морских грузоперевозок уверены в том, что столь неожиданное объединение свидетельствует о том, что для мирового морского судоходства настали очень тяжелые времена. Речь идет не о конкуренции, а о простом выживании в бизнесе.

Также сообщается, что все компании сохраняют за собой право собственности на суда и будут самостоятельно заниматься менеджментом, маркетингом и обслуживанием клиентов. Но они будут работать через единый операционный центр, с помощью которого можно будет предложить клиентам больше рейсов.

Эксперты однако отмечают, что в перспективе даже при объединении крупных компаний расклад основных сил не изменится. Предложение будет по-прежнему превышать спрос. Конкурировать возможно будет только за счет повышения ставок фрахта. Такая возможность появится лишь у крупных линий, поскольку они смогут предлагать более низкие ставки без ущерба для себя (из-за объема флота и количества перевозок ставки будут окупаться). Поскольку чем больше вместимость контейнеровоза, тем ниже себестоимость всей перевозки, крупные компании начнут использовать контейнеровозы до 13 – 18 тысяч ДФЭ (двадцатифунтовых эквивалентов). Это приведет к тому, что часть компаний с ограниченными ресурсами будет вытеснена с рынка. А лидерами станут линии, в распоряжении которых будут максимально вестимые контейнеровозы. Ситуацию, согласно прогнозам в 2013 году, усугубит и рост цен на бункерное топливо, а также нестабильность мировой экономики в целом.

Таким образом, видно, что сейчас на рынке контейнерных перевозок наблюдается спад. И, по мнению руководства компании Neptune Orient Line, теперешний спад в контейнерной отрасли — явление гораздо более серьезное, чем очередной этап циклического развития рынка. Это потребует существенных изменений всего рынка. В финансовом плане больше шансов выжить будет у крупных компаний, поэтому, как уже говорилось, им придется объединяться в более крупные структуры.

Источник: ПРОВЭД.РФ

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы