Экономика

Владивостокская таможня создает угрозу остановки работы линейных судов

В преддверии введения обязательного предварительного информирования на морском транспорте Владивостокская таможня начала обработку морских перевозчиков рассылкой писем угрожающего характера.  

В этой связи Национальная Ассоциация Морских Агентов обратилась к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титову за помощью.   

В письме Ассоциация выражает озабоченность ситуацией, складывающейся в морских портах Дальнего Востока, в связи с предстоящим введением обязательного предварительного информирования.

Владивостокская таможня с марта т.г. начала рассылку писем-предупреждений в адрес морских агентов, в которых несколько своеобразно трактует нормы таможенного законодательства. Напомним, что с 1 июля 2019 вступает в силу обязанность перевозчика подавать в таможенный орган прибытия предварительную информацию (ПИ) о товарах, транспортных средствах и транспортных средствах международной перевозки, предполагаемых к перемещению через таможенную границу ЕАЭС морским (водным) транспортом.

В развитие положений Таможенного кодекса Комиссия ЕЭК приняла Решение №51, определяющее кто и в каких объемах передает предварительную информацию в таможенный орган. В соответствии с этим Решением разделена обязанность морского перевозчика и лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, о предоставлении ПИ.

Однако, Владивостокская таможня требует от морских перевозчиков представление ПИ о товарах в объеме, превышающем объем, определенный Решением. При этом, должностные лица Владивостокской таможни ссылаются на Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" и Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 N 975 "Об определении состава сведений представляемой в таможенные органы предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Евразийского экономического союза, необходимой для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток". Положения этих документов входят в противоречие изданным позднее Таможенному кодексу ЕАЭС и Решению Коллегии ЕЭК №51, имеющих статус международных правовых актов.   

Более того, в случае непредставления ПИ в том объеме, в котором требует Владивостокская таможня, должностные лица Владивостокской таможни угрожают отказом в регистрации таможенной декларации на транспортное средство и возбуждением дел об административных правонарушениях в отношении морских перевозчиков по статье 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ.

  В этих условиях Ассоциация видит в действиях таможенных органов порта Владивосток угрозу остановки работы линейных судов на порты Дальнего Востока РФ, что негативно скажется на инвестиционной привлекательности региона. Ассоциация считает необходимым внесение срочных изменений в нормативные документы, регламентирующие особенности осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска свободного порта Владивосток.

Состав документов и сведений, имеющихся у морского перевозчика, при осуществлении международной морской перевозки грузов, установлен международной конвенцией по облегчению международного морского судоходства (FAL-65), которая ратифицирована РФ, и также Кодексом Торгового Мореплавания РФ. По мнению Ассоциации, решением Комиссии ЕЭК № 51 от «10» апреля 2018 г пунктом 5 установлен исчерпывающий перечень сведений, которые перевозчик обязан передавать в таможенные органы в составе предварительной информации.

Таким образом, требование таможенными органами обязательного представления от перевозчика «расширенного» состава сведений согласно п.6 Решения №51 является неправомерным, поскольку представление указанных сведений является правом, но не обязанностью перевозчика, и будет толковаться членами Ассоциации как превышение должностных полномочий в толковании Статьи 286 УК РФ, отмечается в обращении.