Таможня

Как измеряется результативность таможенных проверок

Федеральная таможенная служба по итогам 2018 года отмечает рост результативности таможенных проверок с 87% до 91%, при одновременном снижении нагрузки на бизнес. Общий посыл таков: проверок стало меньше, но они стали результативнее.

Чем измеряется результативность, и что кроется за этими процентами? Раскрыть эти цифры помогает контрольный показатель «Результативность таможенных проверок». Согласно утвержденной методике его расчета таможенная проверка считается результативной при выполнении любого из условий:

- приняты решения, которые повлекут доначисление, довзыскание таможенных платежей, возбуждение дел об АП, уголовных дел;

- от госорганов поступила информация о подлежащих к уплате денежных средств, отказе в возмещении НДС, изъятии, конфискации, уничтожении товаров, возбуждении АП или уголовных дел;

- доначислены (довзысканы) таможенные платежи, утилизационные сборы, наложены штрафы, пени;

- возбуждены административные/уголовные дела;

- лицом, осуществляющим розничную торговлю, добровольно уплачены таможенные платежи, пени, утилизационные сборы;

- назначен в установленном порядке профиль риска;

- в отношении должностных лиц таможенных органов назначены служебные проверки;

- изъяты товары;

- лицом добровольно до окончания таможенной проверки погашена задолженность;

- проведено результативное проверочное мероприятие таможенными органами стран ЕАЭС;

- проведена результативная форма таможенного контроля в ходе проверки;

- лицо исключено из реестра лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также из реестра УЭО или приостановлена деятельность УЭО.

Значение показателя на первое полугодие 2019 года установлено в 83%, на второе – 84%.

Кроме того, службы контроля после выпуска товаров РТУ и ТНП оценивают свою работу по размеру предотвращенного экономического ущерба. На это их мотивирует еще один контрольный показатель. Здесь финансовый результат, выраженный в общей стоимости конфиската, доначисленных таможенных платежей, пени, утилизационных сборов, наложенных штрафов (за минусом сумм, которые были возвращены в результате судебных решений или ведомственного контроля), сравнивается с установленным для каждого РТУ и ТНП целевым индикатором. Например, к концу года ЦТУ должно «набрать» на пост-контроле не менее 1,9 млрд. рублей, а Севастопольская таможня (непосредственного подчинения) – не менее 10 млн.

И наконец, для территориальных таможен установлен индикативный показатель «Доля экономически эффективных таможенных проверок послу выпуска товаров», который мотивирует пост-контролеров на качество каждой проводимой проверки. Здесь эффективной проверкой считается та, по результатам которой суммы доначисленных платежей, утиль-сборов,  пени и штрафов оказались не ниже 250 тыс. рублей. Благодаря такому подходу, согласно данным ФТС, количество проверок с суммой экономического ущерба менее 250 тыс. рублей снизилось за 2018 год почти в 2 раза (с 798 до 440).