Экономика

Трансграничная торговля нуждается в реформах

На полях Давосского форума  представители 76 стран Всемирной торговой организации (ВТО) приняли совместное решение начать переговоры о введении глобальных правил в области электронной торговли. С инициативой о необходимости установления единых правил таможенного администрирования трансграничной торговли выступает Россия и в рамках работы Всемирной Таможенной организации. Ежегодный прирост составляет около 20%, а в России – 30%.

Изучая доклад «Таможенное администрирование в России. Какими должны быть современные процедуры», мы нашли ряд интересных предложений авторов по этому вопросу. Напомним, доклад подготовлен группой авторов в лице Галины Баландиной, Юрия Пономарева и Сергея Синельникова-Мурылева и был представлен на экспертной дискуссии по таможенному администрированию Гайдаровского форума.

По мнению составителей доклада, установленные в ЕАЭС нормы беспошлинного ввоза то­варов в рамках интернет-торговли (с 1 января 2019 года 500 евро – ред.) при среднем чеке покупки до 100 евро по сути легализуют канал ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Постоянное разви­тие информационной, платежной и транспортно-логистической инфраструктур, способствующих совершению покупки в зарубежных интер­нет-магазинах, представляет серьезную угрозу для традиционных магазинов, которые импортируют товары, подчиняясь общим пра­вилам ввоза с уплатой таможенных платежей и соблюдением не­тарифных ограничений, в том числе в области технического регу­лирования.

В этих целях иностранные компании создают на территориях сопре­дельных с Россией государств (Прибалтика, Германия, Финляндия, Грузия) распредели­тельные центры, куда наиболее востребованные в интернет-магазинах товары ввозятся большими партиями, а оттуда уже поступают на территорию России в виде отдельных посылок в адрес частных лиц.

Однако со стороны регуляторов появляются инициативы лишь административного характера, такие как снижение беспошлинного порога, введение пра­вил допуска к праву декларирования посылок таможенным орга­нам специальными лицами -  уполномоченными операторами, отвечающими требованиям платежеспособности и на­дежности в части достоверности передаваемой таможенным орга­нам информации.

В качестве одного из вариантов решения накопленных проблем в регулировании электронной торговли, по мнению авторов, могло бы стать внедрение модели, которая, с одной стороны, позволила бы облагать покупки в интернет-магазинах таможенными платежами, а с другой — стиму­лировать перемещение бондовых (накопительных, консигнацион­ных) складов на территорию России.

Идея заключается в том, чтобы позволить беспошлинно хранить наиболее востребованные для ре­ализации через каналы интернет-торговли товары на территории России. При покупке товара в интернет-магазине срок его достав­ки существенно сокращается за счет территориальной близости, но при этом предлагается облагать товары таможенными плате­жами без какой-либо квоты, с нуля после их приобретения фи­зическими лицами в интернет-магазинах.

В целях стиму­лирования развития такой модели авторы предлагают на первых этапах снизить размер этих платежей, что по сравнению с нынешней ситуацией с порогом беспошлин­ного ввоза в 500 евро все равно принесет дополнительные дохо­ды казне.

В таможенном законодательстве предусматриваются террито­рии с особым статусом: таможенный и свободный склады, особая экономическая зона, где товары могут храниться без уплаты та­моженных платежей. Однако их использование в данной схеме затруднено отсутствием законодательной возможности применения упрощенных правил для выпуска в свободное обращение товаров физических лиц, если эти товары находятся на территории России (например, на таможенном складе). Именно этот фактор является предопределяющим для создания бон­довых складов вокруг России, тогда как при внедрении предлага­емой модели они могли бы быть перенесены на российскую тер­риторию.

Между тем, компания Alibaba приняла решение о строительстве крупнейшего хаба в аэропорту Льежа, Бельгия. Интересно, что чуть позже появилась новость о создании совместного проекта    аэропорта Льежа и авиакомпании "ЭйрБриджКарго" (входит в группу "Волга-Днепр") по созданию транспортного центра авиационных грузоперевозок.