Таможня

Правительство будет трансформировать климат

Наверное, не все еще забыли про Дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования». Мероприятия, определенные документом, осуществлялись последние шесть лет но, судя по всему, карту забросили значительно раньше, в 2018 году о ней вообще мало кто вспоминал. Про детище АСИ, которое в муках рождалось в 2012 году, не вспомнили даже на последней встрече президента с активистами агентства. Можно по-всякому интерпретировать качество пунктов плана, ход его выполнения, но, пожалуй, есть один несомненный плюс во всей этой истории: именно с этого момента чиновники высокого уровня стали действительно общаться с предпринимателями, и стороны научились слушать и слышать друг друга, как ни пафосно это звучит.   

Понятно, что основу Дорожной карты составили мероприятия, придуманные и продавленные самими таможенниками. Они-то и были в первую очередь выполнены в установленные сроки, а то и раньше. То, что не соответствовало планам таможенного ведомства, не смотря на отметку «не выполнено», должно было плавно перейти на исполнение за порогом 2018 года.  

И вот 17 января Правительство  распоряжением № 20-р утвердило план «Трансформация делового климата». В него вошли несколько разделов, перекочевавших из бывших Дорожных карт по различным направлениям, включая таможенное. План рассчитан до 2024 года, к концу которого затраты бизнеса при импорте товаров, рассчитанные по методологии Всемирного банка, должны составить 24 часа по времени и не более 250 долларов США по деньгам. По замыслу авторов, для этого осталось исполнить всего 9 мероприятий. Что же это за пункты?

  1. Переход на электронный документооборот при осуществлении всех видов госсконтроля в морских пунктах пропуска. Это мероприятие должно было быть выполнено два года назад, но не случилось. К концу уже этого года на рассмотрение Госдумы должен быть представлен проект федерального закона, позволяющий отменить бумажные документы, за исключением срабатывания СУР.
  2. На основании полученного опыта через полгода должны быть разработаны предложения по переходу на электронный документооборот в пунктах пропуска при перемещении товаров иными видами транспорта.
  3. Уже к марту этого года Роспотребнадзор должен внедрить в пунктах пропуска свою систему управления рисками по осуществлению санитарно-эпидемиологического контроля. Видимо, документ уже где-то на выходе.
  4. К концу года ведомства в пунктах пропуска намерены отказаться от проставления в коммерческих и товаро-сопроводительных документах различного рода штампов и даже не будут требовать предоставления всех этих документов в принципе. Все это потребует внесения изменений в НПА на уровне ЕЭК.
  5. Россельхознадзор к концу года также должен создать нормативно-правовую базу, которая должна обеспечить выборочность контрольных операций при осуществлении ветеринарного контроля, основанной на риск-ориентированном подходе. В общем, это ветеринарная СУР, которая была запланирована в прошлой карте, с сроком исполнения ноябрь 2017 года.
  6. К лету этого года чиновники должны обеспечить участникам ВЭД возможность получения лицензий и иных разрешительных документов отдельных товаров в электронном виде.
  7. Набивший искомину пункт, за который билось, но так и не добилось, не одно поколение активистов от бизнеса: возможность подать декларацию в любой таможенный орган, правомочный их принимать, вне зависимости от местонахождения товаров. ФТС нашла мудрое решение этого вопроса: автоматическая диспетчеризация. Смысл понятен: вы можете подать декларацию куда угодно, но оформляться будете там, где укажет таможня. Тем более, что к концу 2020 года (срок реализации пункта плана) выбор будет невелик: из 672 мест оформления останется только 16.
  8. К лету этого года ФТС планирует обеспечить бесперебойный прием от декларантов бумажных документов, которые запрашивают таможенные органы при декларировании товаров, в любом уполномоченном таможенном органе. Этот пункт был обозначен в старой ДК еще в сентябре 2017 года и удивительно, что за это время ФТС не нашла решение этого сугубо технического момента
  9. Еще один мелкий технический вопрос: исключение проставления таможенных отметок на разнарядках при выдаче товаров с СВХ или портовых ЗТК. Этот момент перекочевал из старой Дорожной карты, т.к. был просрочен. Но, как стало известно, он закреплен проектом приказа по временному хранению, который уже находится на процедуре ОРВ.

Ну что сказать? Все мероприятия уже находятся в достаточно высокой степени проработки со сроками выполнения до конца 2020 года, и ничего принципиально нового не содержат. Однако, по неясным для участников ВЭД причинам, в новый план не вошли мероприятия, со сроками исполнения до 2020 года, например, внедрение механизма «единого окна», оснащение автомобильных пунктов пропуска. И как быть с теми мероприятиями, которые бизнес отказался считать исполненными?               

Понравился материал? Поддержи Провэд News!

 
Похожие материалы