Таможня

На Гайдаровском форуме поговорили о таможенном администрировании

В рамках проводимого 16-17 января Гайдаровского форума вчера состоялась экспертная дискуссия на тему: «Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры?». К дискуссии были приглашены чиновники в ранге руководителей и замов: Владимир Булавин, Тимур Максимов, Илья Трунин, а также постоянные активисты от бизнеса Виталий Сурвилло, Павел Исаев  и Галина Баландина.

Основным лейтмотивом дискуссии был тезис о том, что принятые программные документы, направленные на повышение эффективности таможенного администрирования, не предполагают изменения базовых технологий и бизнес-процессов осуществления таможенного администрирования. Между тем, незавидное место в России в различного рода рейтингах требует каких-то радикальных движений.  

Исходя из этого, основным драйвером мероприятия должен был стать доклад Галины Баландиной, ныне старшего научного сотрудника Лаборатории макроэкономических исследований РАНХиГС. Однако модератор дискуссии Сергей Синельников сперва предоставил слово Владимиру Булавину.

Владимир Иванович в свойственной ему мягкой и убедительной манере дал понять, что можно дискутировать сколько угодно, но таможня будет двигаться согласно намеченным планам. В доказательство он почти без бумажки приводил уже всем знакомые цифры про собранные 6 триллионов, уровень автоматизации таможенных операций, достигнутые при этом сроки выпуска,  количество задействованных при этом программ и баз данных, а также участников ВЭД с низким уровнем рисков, и каких успехов таможня с ними собирается достигнуть к 2020 году.   

Тимур Максимов, в недавнем прошлом заместитель руководителя ФТС, поддержал бывшего босса. По его мнению, ВЭД – мощный драйвер роста экономики, и нельзя сбрасывать со счетов вклад таможни в федеральную копилку. Из 6 триллионов рублей больше половины формируется на границе. С приходом в ФТС Владимира Булавина произошел прорыв во взаимоотношениях таможни и бизнеса, что помогает решать имеющиеся проблемы. Минэк согласен с концепцией развития таможенных органов, экватор по исполнению программы уже преодолен и до 2020 года ждать осталось недолго, хотя особых проблем в этом плане не предвидится. Тимур Игоревич красиво сравнил проходящие в ФТС реформы с модернизацией летящего самолета. Основную проблему он видит в комплексном взаимодействии всех госорганов, участвующих в процессе ведения внешней торговли: «По отдельности у всех все хорошо, а не по отдельности – все не очень хорошо». А вот относительно участников ВЭД с низким уровнем риска чиновник выразил сомнения. Можно двумя путями увеличивать их число: совершенствуя критерии отнесения к «зеленому сектору», либо ожидая перестройки самого бизнеса. Сейчас ФТС идет по первому пути, но что будет происходить, когда предел будет достигнут? Получится ли у ФТС обеспечить заявленные показатели по автоматизации таможенных операций?

Виталий Юрьевич Сурвилло на пальцах объяснил, чего не хватает стране для развития. Три источника роста: трудовые ресурсы, которые снижаются, инвестиции и производительность труда, которые обеспечиваются бизнесом. Поэтому нужно делать все возможное, чтобы помочь ему. «Если мы хотим обеспечивать развитие страны, нужно что-то сделать хорошее для бизнеса, без этого не получится», - убежден таможенный омбудсмен. Предприниматель – человек, который не погнушается ничем, но предотвратить это -  в силах ФТС. Это не таможня собрала  6 триллионов, это бизнес их перечислил.

В этой связи модератор Сергей Синельников сделал короткий экскурс в историю, и объяснил собравшимся, что слово «собрать» платежи пришло к нам от монголо-татар, которые собирали дань с Руси, а в развитых государствах платежи и налоги не собирают, а контролируют их уплату.  Наконец черед дошел до Галины Владимировны. На слайдах ниже зафиксированы основные моменты выступления.

Илья Трунин, курирующий в Минфине таможенный блок, отметил, что не стоит упираться в платежи, когда их собирать, до или после выпуска, это вообще не главный сейчас вопрос. Есть масса позиций, по которым можно продвигаться вперед. Катастрофического ничего не наблюдается и прогресс налицо. То, что делается в таможенной системе, перестройка бизнес-процессов , создает базовую инфраструктуру для последующих изменений. Главное, на чем надо сосредоточиться – выполнение комплексной программы развития таможенных органов. А второе - сопряжение процессов таможенного администрирования  с процессами, которые проходит участник ВЭД в отношениях с другими контролирующими органами. На базе таможни можно строить всю эту систему Единого окна, которая позволят сократить все издержки, связанные с прохождением процедур.

Коснулся чиновник и системы «прослеживаемости» товаров. Одно из последних решений (речь о концепции) – использование данных о товаре в товаро-транспортных документах с момента ввоза до момента реализации. Это часть процесса цифровизации, единой системы наблюдения за движением товаров в процессе всех операций, олицетворение единого механизма администрирования налогов и таможенных платежей .

Павел Исаев продолжил  в том духе, что не нужно чего-то изобретать, есть первичные коммерческие документы бизнеса, понятные для регулятора, надо брать по максимуму то, что уже есть.  Нужны информационные системы, позволяющие контролировать плановое течение процесса, перехода данных от одного участника логистической цепочки к другому, следить за тем, что происходит, и в нужные моменты обращаться за разъяснениями и комментариями. Если такая система будет создана, будет и модель, которую можно будет имплементировать в среду.  Можно таможню улучшать, но это должно быть комплексное управление границей, потоки информации, все системы управления рисками должны быть сшиты между собой, не должно быть много остановок и контроля, должно быть то самое единое окно, в работу которого нужно вовлекать большее количество регуляторов, и ФТС создает предпосылки для этого. Но это уже уровень правительства, с высоким уровнем авторизации и лидерства.

В заключение Владимир Булавин предложил заменить слово «фантазии» на слово «идеи». Вопрос лишь в их своевременности. Да, можно отнести все платежи на пост- контроль, это даже не вопрос таможни. Но собираемость на пост-контроле -  47%, а при декларировании 97%. Климат формирует декларант и таможня, а нормализация климата – это движение друг к другу. Между тем, ФТС фиксирует рост правонарушений на 20 тыс. за 2018 год.  

Что касается перенастройки СУР. Есть убеждение, что нужно обеспечить переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий. Это вопрос достаточно сложный, поскольку категорирование товарных партий придется осуществлять в режиме он-лайн  во время  проверки ДТ. Но сейчас таможня находится в стадии реформирования и в период переходного процесса нежелательно, чтобы процессы реформ накладывались друг на друга. «Поэтому до 2020 года выполним комплексную программу развития ФТС, а с 20-го года будем активно претворять в жизнь ту стратегию 2030, над которой мы сейчас активно работаем и к участию в разработке которой приглашаем всех желающих», - завершил дискуссию Владимир Булавин.   

Понравился материал? Поддержи Провэд News!