Внешняя торговля

Не все шпионские устройства одинаковы

Об очередном перегибе на местах сообщают источники. Житель Новокузнецка Алексей Жаворонков получил судимость за покупку солнцезащитных очков. В октябре 2017 года мужчина приобрел их на AliExpress для катания на лыжах. Очки оказались запрещены в России, так как имели встроенную камеру. На посылку из Китая обратили внимание таможенники, передавшие дело правоохранителям, которые завели на лыжника уголовное дело, и передали его в Куйбышевский райсуд Новокузнецка. Суд не прислушался к доводам обвиняемого, признал его виновным, и оштрафовал на 15 тыс. рублей.

Аналогичные истории случались неоднократно. Пожалуй, наиболее резонансная с фермером из Курганской области Евгением Васильевым, который приобрел GPS-трекер для теленка. В конечном итоге информация 14 декабря прошлого года на «прямой линии» дошла до Президента. который тогда ответил, что не знает о статье, по которой обвиняется фермер, и сказал, что постарается разобраться с ситуацией. В итоге  дело быстро закрыли.

Тем не менее, более 1800 уголовных дел было возбуждено в России в течение пяти последних лет по ст. 138.1 «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», в 2018 году было осуждено 257 человек. Часть дел зависли на этапе следствия, поскольку у всех есть один недостаток: отсутствие умысла. Ведь, люди покупают «спорные» устройства вовсе не для шпионских, а вполне себе приземленных, бытовых целей.

Между тем, нелишне напомнить, что 25 декабря, в канун Нового года, пленум Верховного суда России выпустил постановление по этому поводу. В соответствии с документом, действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан, не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ.

Кроме того, «технические устройства (смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т.п.) могут быть признаны специальными техническими средствами только при условии, если им преднамеренно путем технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию».

И, наконец, нельзя привлекать к ответственности лиц, которые приобрели спецсредства через интернет, и при этом не знали об их истинном предназначении. На это обстоятельство, кстати, указывал на суде осужденный Алексей Жаворонков. "Само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения)", - говорится в документе.  

С выходом документа у Алексея Жаворонкова, как и у многих наших граждан, появился реальный шанс обжаловать судебные решения в свою пользу.  

Понравился материал? Поддержи Провэд News!